kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)



«Автопортрет»
1905
Картон, масло 34,3 x 38,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества )
- Е. И. Маковского.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).

«Мальчик, продающий квас»
1861
Холст, масло. 69.7 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея

В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.

«Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника)»
1865
Холст, масло. 41.9 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея


«Литературное чтение»
1866
Холст, масло. 55.7 x 81.2 см
Государственная Третьяковская галерея


«Любитель старины»
1869
Бумага, акварель 27,5 х 18,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.

«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей.»
1869
Холст, масло
Частное собрание

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.


«В приемной у доктора»
1870
Холст, масло 69,4 х 85,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.


«Любители соловьев»
1872-1873
Холст, масло. 55 x 76 см
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Поздравление»
1878
Холст, масло
Серпуховский художественно-исторический музей


«Портрет Е.И.Маковского»
1880
Холст, масло. 95.5 x 69.5 см
Государственная Третьяковская галерея


«Друзья-приятели»
1878
Холст, масло. 57 x 79 см
Челябинская областная картинная галерея


«Варка варенья»
1876
Холст, масло 19 х 28
Самарский областной художественный музей
Самара


«Игра в бабки»
1870
Холст, масло. 53.5 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Рыбачки»
1886
Холст, масло
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко


«Девочка с гусями»
1875
Холст, масло. 39 x 27.5 см
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.


«Посещение бедных»
1874
Холст, масло 69 x 96
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«В полдень»
1879
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 84.9 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея


«Обед»
1875
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 71 x 108 см
Государственная Третьяковская галерея


«Продавец кваса»
1879
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 75.7 x 52.2 см
Государственная Третьяковская галерея


«В передней»
1884
Дерево, масло. 40.8 x 31.1 см
Государственная Третьяковская галерея


«Мать и дочь»
1886
Холст, масло 112 х 85
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Молебен на Пасху»
1887-1888
Холст, масло
Серпуховский художественно-исторический музей


«Ночлежный дом»
1889г.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".


«Осужденный»
1879
Холст, масло
Государственный Русский музей

На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.


«Узник»
1882
Холст, масло
Харьковский государственный музей изобразительных искусств


«Ожидание»
1875
Холст, масло 83 х 122
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Оправданная»
1882
Холст, масло. 79 x 105 см
Государственная Третьяковская галерея


«Вечернее общество»
1875
Холст, масло 108,5 x 144
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.


«Крах банка»
1880
Холст, масло 46 x 71
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


???


«Ловля рыбы»
1884
Холст, масло
Частное собрание


«В жаркий день»
1881
Дерево, масло. 24 x 32 см
Серпуховский художественно-исторический музей

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.


«Свидание»
1883г.
Холст, масло. 40 x 31.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни.
Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного свидания. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий главную тему картины.


«На бульваре»
1886
Холст, масло 53 х 68
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Не пущу!»
1892
Холст, масло
Киевский государственный музей русского искусства


«Приезд учительницы в деревню»
1896-1897
Холст, масло. 67 x 90 см
Государственная Третьяковская галерея


«В сельской школе»
1883
Холст, масло. 41 x 65 см
Тульский областной художественный музей


«К венцу (Прощание)»
1894
Холст, масло. 115 x 99 см
Самарский художественный музей


«Под венец»
1884
Холст, масло 92 х 145


«Выбор приданого»
1897-1898
Холст, масло
Харьковский государственный музей изобразительных искусств


«Первый фрак»
1892
Холст, масло
Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"

Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение" (1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой первого чувства. Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 г. место ушедшего из жизни В. Г. Перова.


«Объяснение»
1889-91гг.
Холст, масло 53 х 39,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Крестьянские дети»
1890
Харьковский художественный музей


«Без хозяина»
1911
Холст, масло
Ярославский художественный музей


«Тет-а-тет»
1885-1905
Холст, масло. 32.4 x 28 см
Государственная Третьяковская галерея


«Секрет»
1884
Дерево, масло. 40.6 x 31.3 см

Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу. В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

«На Волге»
1897
Холст, масло. 69 x 104 см
Государственная Третьяковская галерея


«От дождя»
1887
Холст, масло. 37 x 45.7 см
Ульяновский художественный музей

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая П в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.


«Девушки, освещенные солнцем»
1901
Холст, масло. 24 x 17.5 см
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина


Пастушки 1903 Холст масло


«Две матери. Мать приемная и родная»
1905
Холст, масло 120 х 158
Самарский областной художественный музей
Самара


«Музыкальный вечер»
1906
Холст, масло. 41 x 50.5 см
Государственная Третьяковская галерея


«Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветкова»
1907
Холст, масло. 39 x 49 см
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых


«Портрет академика Ивана Ивановича Янжула»
1907
Холст, масло. 47 x 38.5 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник


«Портрет императрицы Марии Федоровны»
1912
Холст, масло. 267 x 192 см
Государственный Русский музей

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov june 19, 05:45 2
Buy for 50 tokens
ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ - о дин из самых масштабных некоммерческих художественных интернет проектов в мире (на сайте около 1500 авторов связанных с Башкирией, как уже ушедших, так и современников, охвачен период в 100 лет). Поддержите проект, посетите галерею мастеров по адресу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments