kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева

Выдающийся русский художник Боpис Михайлович Кустодиев



Родился Борис Михайлович Кустодиев в 1878 году в небогатой семье. Будущий художник готовился стать священником. Он посещал духовное училище, потом семинарию. Однако в 1896 году он бросает духовное образование потому, как увлекся искусством, и уезжает в Петербург поступать в Академию художеств. В свободное от учебы время Кустодиев посещает мастерскую Ильи Репина и настолько преуспевает, что Репин приглашает его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». "На Кустодиева, - писал впоследствии Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."

Еще в студенческие годы Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (1901), Василия Матэ (1902).

В 1903 Кустодиев закончил Академию Художеств. За свою дипломную картину «Базар в деревне» он получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Борис Кустодиев выбрал Мекку искусства того времени – несравненный Париж. С увлечением и большим интересом изучал сокровища западноевропейской живописи, посещал музеи Франции и Испании. За границей он пишет одну из своих самых лирических картин - "Утро" (1904). Картина пронизана светом и воздухом. Её толкуют как гимн материнству и простым человеческим радостям.

Где бы ни был Кустодиев за границей: в солнечной Севилье или Версальском парке - его неудержимо тянет на родину. Через пять месяцев пребывания в Европе он возвращается в Россию. С радостью пишет художник своему другу Матэ, что он снова в "благословенных краях нашей благословенной русской земли".

После своего возвращения Кустодиев удачно испробовал силы в книжной графике, в частности, иллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя в 1905,  в карикатуре, сотрудничая с сатирическими журналами периода первой русской революции. Однако, живопись оставалась на первом месте. Он выполнил ряд портретов, среди которых выделяются «Портрет Р. И. Нотгафт» 1909, «Портрет священника и дьякона» 1907 и «Монахиня» 1908. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, изображавшими жизнь русской провинции. Вдохновение для них Кустодиев черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, именно там он в 1905 году построил дом-мастерскую.

Кустодиев любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости, считая, что в представлении народа искусство связано с праздником, с ощущением радости.

На полотнах Кустодиева разворачивались увлекательные, полные занимательных подробностей рассказы, в многофигурных композициях «Ярмарка» 1906, 1908, «Деревенский праздник» 1910 всегда много интересных деталей, персонажей, цветов и красок. Особенно любил художник воссоздавать характерные русские женские типы, что мы можем наблюдать в написанных в 1915 картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица».

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь требовала неотложного лечения. По совету врачей художник едет в Швейцарию, где в течение года лечится в частной клинике.  В 1912 он написал картину "Купчихи" - один из первых купеческих образов в искусстве. В ней соседствуют реальность и фантастика, мир  живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут размеренную, неторопливую беседу.

Чем больше Борис Михайлович в своём творчестве приближался к народному искусству, тем его живопись становилась ярче и красочнее. В 1916 году он написал картину «Масленица».  Эту жизнерадостную картину Кустодиев создавал прикованным к креслу-каталке.

Несмотря на постоянные боли, последнее десятилетие жизни Бориса Кустодиева было необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, выполнил много графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов, изготовлял настенные панно и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были работы на заказ, которые не особо его интересовали, но он выполнял их на высоком профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографии в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» 1922, рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» 1922 и «Леди Макбет Мценского уезда» 1923 стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом в 1925 и тотчас же повторенная Ленинградским Большим Драматическим Театром.

Успевал Кустодиев уделять время и излюбленной теме русского народа, продолжая воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей и рисунков. Кустодиев выписывал народные гуляния на разный манер. На полотнах «Балаганы» 1917, «Масленица» 1919, «Зима. Масленичное гулянье» 1921 и даже на знаменитом портрете Федора Шаляпина можно видеть народные празднества.

в 1920 году в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» Кустодиев показал тихую жизнь провинции. Картинами «Купчиха за чаем» 1918, «Купчиха с зеркалом» 1920, «Русская Венера» 1925-26 он расширил галерею женских образов, начатую в давней «Купчихе».

Идеал красоты изменчив. Он зависит от географии, времени, общества. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти, сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота, противоречит культу поэтизированной чувственности Ренессанса. Кустодиев созидал свой идеал красоты!

На выставках кустодиевских полотен, народ собирался толпами перед ними и подолгу не расходился. Работы Кустодиева прекрасны, как мать-природа.

«Красавица»

Образ кустодиевской «Красавицы» неизменно вызывает симпатию зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, лицо светится добротой и мягкостью. Полотно очень нравилось Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.
В 1920 году Борис Михайлович создал серию из 20 акварелей «Русские типы». В некоторых из них
, а также в серии «Автобиографические рисунки» 1923 года он с максимальной достоверностью воскресил собственное детство.

Энергия и жизнелюбие  Боpиса Михайловича были поразительны – он, прикованным к инвалидному креслу, совершал поездки на дальние расстояния, посещал премьерные представления в театрах и выставки. К сожалению, его болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что он не имел возможности увидеть сделанное целиком.
Многие идеи для своих картин Борис Кустодиев черпал, наблюдая за людьми из окон своего дома. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных государственным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве". С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Он создал несколько портретов Ленина, предназначенных для массового тиражирования. Смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера.

За преданность русскому народу и его культуре Бориса Кустодиева называют национальным художником. Яркие и оптимистичные, произведения Кустодиева продолжают жить, доставляя огромное эстетическое удовольствие людям!

http://clubs.ya.ru/4611686018427432...?item_no=176901



Серия сообщений "Русские художники":
Часть 1 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911)
Часть 2 - Кудесник света Куинджи
...
Часть 38 - Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) - выдающийся русский живописец
Часть 39 - Русский живописец Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)
Часть 40 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov июль 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments