kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

ХОДЛЕР И ДЕЙНЕКА.

Автор - Парашутов. Это цитата этого сообщения
ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 74 - ХОДЛЕР И ДЕЙНЕКА.)

Об этих картинах- близнецах мне напомнил в комментарии к посту о творчестве Ходлера один из гостей дневника. Поэтому решил показать эту парочку вам. Традиционно вместе с картинами помещаю небольшие биографические справки об авторах.

Фердинанд Макс Ходлер
Ferdinand Max Hodler


14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева



Ferdinand Max Hodler Self-Portrait. 1892 г.

Швейцарский художник и график, один из крупнейших представителей «модерна».
Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни. Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит Нойкомм работала кухаркой в тюрьме, где и родился Фердинанд. В возрасте 8 лет мальчик потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим, художник-декоратор Г. Шюпбах,
учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера-Колье (1822-1901). Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна, у которого учился в Художественном училище (1873-1876).
Писал Ходлер в те годы пейзажи, портреты в духе реализма. В 1875 году посетил Базель, изучив там творчество Ханса Хольбейна Младшего. По окончании учебы в 1877 году Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, проведя в Мадриде почти год.
Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 1890-х годов).
В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров, в том числе символизма и «модерна». Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории).
Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918 года.






Ferdinand Max Hodler Auszug der Jenenser Studenten in den Freiheitskrieg 1813 (Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году) 1908-09 г.г. Йенский университет

Настенную фреску на историческую тему «Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году» (1908-09) Ходлер начал писать по заказу Йенского университета в 1907 году. Действующие лица картины расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест Швейцарии против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

Александр Александрович Дейнека

20 мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва



Александр Дейнека Автопортрет. 1916 г.

Советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).
Дейнека родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский.
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 году, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (А.А.Дейнека, А. Д. Гончаров, Ю. И. Пименов). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ), в 1928 – членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).
С середины 1930-х годов Дейнека увлекся современными темами, любимыми из которых были авиация и спорт. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961), мозаики для станций московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.
Александр Дейнека скончался 12 июня 1969 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище



Александр Дейнека Оборона Петрограда. 1928 г. Третьяковская галерея

В 1928 году художником была создана, как считают искусствоведы, первая советская монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Сам художник рассказывал о работе так:
«Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине.



Александр Дейнека Эскиз картины "Оборона Петрограда". 1927 г. Одесский художественный музей

Для новой картины мне нужен был и более непосредственный конкретный жизненный материал. Я обошел Ленинград, с удовольствием смотрел на путиловских рабочих, но завод мне не понравился, зато знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж.
«Оборону Петрограда» я написал в течение двух недель. Это предельно короткий срок. Но путь к этим двум неделям был очень долгий. «Обороне Петрограда» предшествовало несколько картин. И хотя уже были сделаны эскизы, я не находил в них того тематического ключа, который нужен был для нового полотна. Необходимо было довести его до такого состояния, когда картина из чисто декоративной становится произведением большой темы. Это был период трудный, даже мучительный — дать картине духовное дыхание. Сама жизнь, ее героика, яркие характеры людей, с которыми я встречался, открыли путь к решению задачи.
Прошло много времени, и теперь, когда я гляжу на это произведение, я узнаю среди его героев своих друзей и знакомых рабочих. Их уже, наверное, давно нет в живых, но для меня они продолжают жить такими, какими видел их тридцать пять лет тому назад. Картина по-прежнему мне очень близка. В ней, думается, я нашел путь к воплощению того, что меня глубоко волнует и по сей день — новое в жизни, выраженное языком новой художественной формы. Может быть, только это и способно дать произведению длительную жизнь».

Источник - сайт, посвященный творчеству Дейнеки.

Замечу, что при таком подробном описании художник нигде не оговаривается, что смысл картины и композиция взяты (или позаимствованы) у Ходлера.

Источники биографий - Википедия

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Buy for 60 tokens
Уверен вы даже не догадайтесь о том, о чем сейчас думают большинство европейцев. Нет, совсем не о корона-кризисе, а знаете почему? Дело в том, что сейчас в Европе на повестке дня совсем другая тема. Да, это напрямую связано с деньгами. В Европе началась самая настоящая охота на деньги и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments