kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Художник Сергей Виноградов - русский импрессионист.

Автор - aramill_stells. Это цитата этого сообщения
Художник Сергей Виноградов - русский импрессионист.

Картинам Сергея Виноградова (13.07.1869–5.02.1938) присуще обилие воздуха и света и общее радостное настроение. Считается одним из представителей русской импрессионисткой живописи, но в последний период творчества вернулся к традициям реализма. 

"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Вечер ранней весны.

Ученик Василия Поленова, друг Константина Коровина и Валентина Серова...Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье священника в селе Большие Соли Костромской губернии (ныне посёлок Некрасовское Ярославской области).

В 1880 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были знаменитые художники-передвижники Евграф Сорокин, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Главным и любимым учителем Виноградова стал Василий Поленов, который уделял большое внимание формированию личного почерка учеников. Он, помимо музеев, показывал им коллекции произведений знаменитых мастеров из собраний Павла и Сергея Третьяковых — Коро, Делакруа, Энгра, Курбе. Учился Сергей очень прилежно, получил две малые, а в 1888 году — большую серебряную медаль.

Год спустя он закончил училище, получив звание классного художника, и поступил в 1889  Академию художеств к Виллевальде и Вёнигу. Болезнь не позволила юноше продолжить учебу: он заболел тифом и был вынужден вернуться в Москву. Тогда же Виноградов начал принимать участие в выставках Московского общества любителей художеств. За картину «Обед работников» в 1890 году художник был удостоен 3-й премии Общества.

Поправив здоровье, Сергей Виноградов уехал в Украину, в Харьков, где начал преподавательскую деятельность в ремесленном училище, получив в придачу освобождение от воинской службы.Виноградов завел знакомства в среде коллекционеров, часто бывал в гостях у московского владельца сахарных заводов и коллекционера Павла Харитоненко,любил бывать в  харьковском имении Харитоненко. приезжал погостить и поработать в имение Всеволода Саввича  Мамонтова в Тульской губернии - в усадьбу  Головинка, принадлежавшую Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода.

Виноградов много работал, отдавая предпочтение жанровым деревенским сценкам, дополняя реалистическое искусство импрессионистскими акцентами. В 1892 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его сотрудничество с «передвижниками» продолжается вплоть до 1901 года. 

На каникулах Виноградов обязательно ездил в Москву, к друзьям, захаживал на Поленовские рисовальные вечера, в которых участвовали ученики мастера — Константин Коровин, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Александр Головин, Исаак Левитан. Вернувшись в Москву, Виноградов попробовал свои силы в книжной графике, работал в издательстве А. Д. Ступина.
С 1897 года Сергей Виноградов — преподаватель рисунка в Строгановском училище, а также в Училище изящных искусств Анатолия Гунста.
 
После возвращения в Москву возобновилось общение Виноградова с Константином Коровиным, которое вскоре переросло в крепкую дружбу. Оба художника были люди мягкие, дружелюбные, жизнерадостные — и это в полной мере отражалось в их картинах. В 1897 году Коровин купил у Саввы Мамонтова участок земли во Владимирской губернии, на берегу реки Нерль, где построил себе дом и мастерскую. Сюда, на охоту и рыбалку, он приглашал своих друзей и знакомых. Виноградов очень любил бывать у друга Кости в Охотино: сюда приезжали Валентин Серов, певец Федор Шаляпин с дочерью Ириной, писатель Максим Горький. Они ходили на рыбалку, писали этюды, а неповторимая атмосфера деревенской спокойной жизни выплескивалась на полотна.
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Яблоневый цвет.
 
В неспешных вечерних беседах Коровин и Серов неоднократно рассказывали друзьям о своем путешествии на Север, которое они совершили летом 1894 года на средства Саввы Мамонтова. Идея повторить этот вояж объединила Виноградова и его коллегу Василия Переплетчикова. В 1902 году они отправились в путь: проехали Рыбинск, Архангельск, потом путешествовали по Северной Двине, к Белому морю, посетили Соловецкие острова. Эта поездка осталась на речных и морских пейзажах, в жанровых картинах, выполненных в характерных для северных просторов жемчужно-серых, голубых и серо-зеленых тонах.
 
Виноградов влюбился в Архангельск и позже приезжал сюда на этюды. Он писал порт и суда на рейде, северные деревни и их жителей. В очерке «Поездка на Север» художник описал влияние местной природы на своего друга Переплетчикова: «Василий Васильевич учуял Север, понял его, в его вещах строгость, стильность, величавость природы очень переданы и прочувствованы». Виноградов и сам «учуял Север», в его работах появились новые, импрессионистские нотки...
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Северная деревня
В декабре 1901 года Сергей Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым, Аполлинарием Васнецовым выступили инициаторами создания выставочного объединения «36 художников». Жюри у передвижников не приветствовало новых исканий и часто отказывало молодежи в приеме их картин для участия в выставках. Зато в объединении «36 художников» жюри не было вовсе. Первая выставка открылась 10 января 1902 года в залах Строгановского училища и была хорошо встречена и публикой, и критиками.
 
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Старая церковь в Плесе.
Год спустя большинство членов объединения вошли в Союз русских художников; Виноградов стал одним из его учредителей. Дела шли успешно. Как вспоминал художник Михаил Нестеров, «…торговля идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия — стояла очередь. 
Мастеров сближала общая тематика: старинные русские города, деревни, усадьбы, синтез пейзажа и интерьерного жанра  и национальный, очень самобытный русский импрессионизм: лирико-поэтический взгляд, фактурность, выразительность насыщенного цвета и пленэрность, много света и солнца, рождающие жизнерадостное настроение и бравурность.
Членами СРХ были и Сергей Виноградов, и близкий ему по манере письма и тематике Станислав Жуковский. У Сергея, прирождённого жанриста, социальное, характерное и, в меньшей мере, психологическое составляют важнейшую часть творческой задачи его произведений. У Станислава социально-бытового в картинах нет совсем, ибо практически отсутствуют сами люди, на первый же план выходит художественно-образная, почти уже декоративная, сторона живописи. Виноградов тоже начинал как жанрист, изобразитель народных типов, однако по-настоящему он нашёл себя как художник лишь тогда, когда принялся писать дворянские усадьбы. Но, как усадебный художник, он сильно отличается от Жуковского не только нередким присутствием на его картинах людей, обычно женщин, но и самим тоном своей живописи, мажорным, энергичным и солнечным - даже когда он изображал вечер и осень. Тут, конечно, сказалась и разница темпераментов двух этих художников, более сангвинического и отчётливо меланхолического. Если усадьбы Жуковского это во многом уже дань памяти о прошлом - часто запущенные и тихо разрушающиеся свидетели былого, то в усадьбах Виноградова именно живут и по-прежнему радуются жизни, хотя делают это, разумеется, спокойно и прилично, со вкусом, как издавна заведено.
 
Сергей Виноградов прекрасно разбирался в новейших течениях западного искусства. В 1902 году он вместе с промышленником Михаилом Морозовым совершил поездку в Европу. Именно при участии Виноградова Морозов приобрел у Амбруаза Воллара знаменитый «Портрет Жанны Самари» кисти Ренуара, полотна Дега и Сезанна.Виноградов вспоминал: «Когда мы с Мишей покупали Ренуара, тогда же у Волара увидели впервые несколько вещей (мало) Гогена, пришедших с острова Таити, где Гоген жил одичавшим таитянином. Вещи были интересны очень в цвете, но столь необычны, с таким дикарским рисунком форм, что нужно было действительно мужество, чтобы такую вещь приобрести тогда. И все же, оправившись от первых странных ошарашивающих впечатлений, я учуял, что это подлинное искусство, и искусство немалое. Я начал убеждать Михаила Абрамовича купить одну вещь, особенно чудесную в красках: стоили вещи гроши. Миша начал хохотать и отказываться. Тогда я решил, что вещь возьму себе. Тут Миша сдался, и картина была куплена за 500 франков».
 
Он принимает участие в экспозициях общества «Мир искусства» (1901−1903 и 1906 гг), конечно же, в выставках «36 художников» и Союза русских художников. От жанровой картины он постепенно уходит в пейзажную живопись. В 1904 году Виноградов представил свои картины на Международную выставку в Дюссельдорфе, год спустя участвовал в экспозициях русских мастеров в Берлине и Париже, которые организовал Сергей Дягилев. Картина Виноградова «Летом» в 1909 году была удостоена золотой медали Международной художественной выставке в Мюнхене.В 1912 году он становится академиком российской Академии художеств, а четыре года спустя — действительным членом Академии.
В 1914 году судьба вновь свела Сергея Виноградова с его бывшей ученицей, Ириной Казимировной Войцеховской. Разгорелся роман, но свадьба последовала только четыре года спустя. Войцеховская оставила кисти, став любимой моделью и музой художника. Супруги жили мирно в любви и согласии. Детей у них не было. Художник был искренне и глубоко верующим. В его Воспоминаниях есть такие строки:
"В  первый день Пасхи, после этой великой радостной ночи, пойдешь в Кремль, а там на пригреве, на солнышке сидят, отдыхают странники-богомольцы. Облупливают крашенные пунцовые яички и скорлупки окрашенные около валяются, и как-то это хорошо вяжется с молоденькой чуть – чуть зачатой зелененькой травкой: красное-то с зеленым – ведь гармония. До сих пор скорлупки запомнились. И все это на солнце. Не вижу без солнца. Потом аккуратненько подберут скорлупки, сору нет. И отдохнув, поднимутся и пойдут из собора в Успенский, Благовещенский, Архангельский – к Спасу за золотой решеткой, к Иоанну Лествичнику, что под Иваном Великим, в Вознесенский монастырь, в Чудов, к Константину и Елене, к Нечаянной Радости – это все в Кремле. А затем к Иверской и дальше, дальше к Святыням Московским – ведь она полна была ими. Как это трогательно, какое чистое сердце в этом. Дивно, хорошо! А в церквах-то после скорбных, за сердце берущих мотивов-песнопений Страстной, сразу все меняется, сразу радость, веселье, почти плясовые речитативы. Да и в словах-то песнопений так и говорится: «Людие веселитеся». Ведь вот, наверное, бывали Пасхи в дурную погоду, а у меня в памяти не сохранилось этого. Всегда помнится солнце только.  С утра до вечерен всю Святую неделю звонит Москва златоглавая веселым звоном. А весна-то, весна тоже звенит, ликует, ну, что за пора, что за чудо! Да разве все это расскажешь! И слов –то нет у меня… И в душе весенние звоны, до сих пор чувствую их я..."
 
В 1915 году Константин Коровин впервые пригласил Виноградова на свою дачу в Гурзуфе. Следующие три года художник регулярно навещал эти живописные места, оттачивая мастерство в изображении эффектов солнечного света и наполняя полотна яркими красками Крыма. С приходом Октябрьской революции с полюбившимися местами пришлось расстаться.
В первую годовщину Октября Виноградов принял участие в оформлении Кремля. Тем временем многие друзья уехали, многие — собирались в эмиграцию, а те, кто оставался, были далеки по духу: авангардизма художник не признавал.
А когда начнется Гражданская, Виноградов будет в Москве, и ненароком отобьет атаку анархистов на московский особняк Харитоненко на Софийской набережной.
 
В 1923 году Виноградов вместе с коллекционером Иваном Трояновским решили организовать выставку работ русских художников в США — этот слегка авантюрный проект все же состоялся. По дороге в Нью-Йорк, вместе с Константином Сомовым и Игорем Грабарем, в декабре 1923 года Виноградов приехал в Ригу. После ужасов и холода зимней голодной Москвы столица Латвии встретила их теплом, изобилием и милой буржуазностью. Я объездил всю Европу, был полонен Испанией, влюблен в Париж… Но тогда же я решил, что буду жить только в Риге»."Рига - затишье! - писал Виноградов. - Но какое милое затишье! Как оно было нужно мне утомленному! Теперь я всмотрелся детальнее. И сколько здесь материала художнику! Я еще застал кусочек жизни Взморья, "штранда", как его величают рижане... А в городе опять привлекательная старина в зданиях и целых улочках. Местами, точно декорации из "Фауста". Сады и парки застал я еще зелеными. И как хорошо смотрел на них, после Нью-Йорка особенно, где деревца не увидишь, кроме "Центро-Парка"! Но ведь и он какой-то неестественный и совсем не певучий..." В Советскую Россию Виноградов не вернулся. После выставки в США он действительно приехал в Ригу, где его взял под свое крыло художник Николай Богданов-Бельский. Они вместе работали над городскими пейзажами, выезжали на пленэры в восточную область страны — Латгалию. 
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Латгальский пейзаж. Шоссе.
Вскоре приехала жена Виноградова, Ирина Войцеховская, и жизнь художника постепенно снова стала спокойной и размеренной. Он возобновил преподавательскую деятельность — вначале в мастерской Богданова-Бельского, а позже — в собственной школе-студии.
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Деревня.
В 1925 году он провел свою первую персональную выставку в Риге. Картины Виноградова, прекрасного рисовальщика и тонкого колориста, по-прежнему быстро находили своих покупателей.
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Овины.
 
В 1929 году Сергей Арсеньевич выпустил альбом с видами Псково-Печерского монастыря.
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Вид на Печерский монастырь
 
Год спустя в Риге состоялась выставка работ девятнадцати его учеников.Виноградов по-прежнему много внимания уделял выставкам, на которые представлял свои работы почти что ежегодно: Прага, Копенгаген, Лондон, Белград, Рига… Его картины покупали музеи и царственные особы, критики всегда были благосклонны, ученики — усердны.
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Летний пейзаж. Зофино
Подчеркнуто легкие и радостные сюжеты картин Сергея Виноградова идут вразрез с драматическими событиями первой трети XX века, будто бы художник рисует другую жизнь — отчасти выдуманную, желанную, отчасти реальную. Во времена революции мастер старательно избегает любого намека на меняющиеся обстоятельства. Он поэтизирует быт и смотрит на все со стороны: пейзажи полны красок, московские улочки освещены солнцем, яркие и чистые цвета скрывают приметы бедности окружающего мира.
В Риге Виноградов в своем творчестве возвратился к передвижническим темам и сюжетам. Эти реалистические картины охотно раскупались. Правда, Сергей Виноградов работал больше по воспоминаниям - писал типичные русские пейзажи. Какие-либо иноземные темы его привлекали мало - чужбину он так и не принял. На полотнах латвийского периода нередко возникают ностальгические образы, навеянные стилистикой русской усадьбы с узнаваемыми предметами и деталями: скатертью с бахромой, самоваром и баранками.
Зимой 1938 года Сергей Виноградов тяжело заболел воспалением легких. Художника не стало 5 февраля 1938 года. Его похоронили в Риге, на православном Покровском кладбище. После начала Второй мировой войны супруга художника, Ирина Войцеховская уехала в Канаду, забрав с собой наследие мужа — более 250 картин. 
 Автопортрет, 1933
Судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А после смерти был практически забыт. 
"В солнцем залитой России..." Художник Сергей Виноградов (1869 – 1938) Весенний пейзаж
 
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Анекдот

    Не пожелай жены ближнего своего, если он не угрожает убить за отказ пожелать его жену. Источник: https://nekdo.ru

  • Анекдот

    В реанимации доктор расспрашивает мужика, который лежит на кровати весь в гипсе: - И когда у вас начался запой? - Да как сын родился, так и начал…

  • Анекдот

    Летом было так жарко, что два дерева подрались из-за собаки Источник: https://nekdo.ru отсюда

Buy for 60 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments