kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея)

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
Илья Ефимович Репин [1844−1930] (Коллекция Государственного Русского музея)

Bo4kaMeda



01. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Адриана Прахова, студента Петербургского университета 1866
Бумага, мокрый соус
64 х 47,8


Прахов Адриан Викторович (1846 - 1916) – археолог, историк искусств.
✂…</font>">

РЕПИН Илья Ефимович [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]. Живописец, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.



02. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Ивана Панова 1867
Холст, масло
58 x 49 (овал)
Панов Иван Степанович (1845–1883) — художник.




03. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Василия Репина
Конец 1860-х — начало 1870-х
Холст, масло
40,5 x 33
Репин Василий Ефимович (1853–1918) — брат художника, музыкант




04. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Веры Шевцовой 1869
Холст, масло
83 x 67
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33


В раннем портрете будущей жены изображена сидящая в кресле серьезная молодая девушка с вдумчивым и внимательным взглядом. Репин выбирает необычную постановку модели, смело соединяет большие локальные цветовые пятна, искусно применяет технику фактурного наложения мазка. В этой работе была продемонстрирована главная отличительная особенность будущего портретного творчества Репина — желание использовать все возможности изобразительного языка для достоверной передачи индивидуальных черт изображаемого им человека.

Репина Вера Алексеевна (урожденная Шевцова; 1854–1918) — жена художника, дочь академика архитектуры А. И. Шевцова, у которого Репин снимал комнату во время учебы.

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В семье родилось четверо детей: Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. Брак продлился 15 лет, но его сложно назвать счастливым. Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни, к которому тяготел художник, был в тягость. В 1887 году супруги расстались.



05. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Веры Репиной 1876
Холст, масло
59 x 49


Репина Вера Алексеевна (урожденная Шевцова; 1854–1918) — жена художника.

Портрет был написан в последний год почти трехлетнего пребывания Репина в Париже. В этом изображении трудно было узнать застенчивую девушку, запечатленную в петербургской квартире семь лет назад. Она уже мать двоих детей (осенью 1874 года родилась дочь Надежда). Осанка, взгляд, модные аксессуары портрета говорят о том, что перед нами уверенная в себе женщина. Сдержанная цветовая гамма с тональными переходами серого (платье, шляпка, фон), черный шарф с брошью, оттеняющий овальное лицо белый воротник - все это подчеркивает благородство созданного женского образа.



06. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Ивана Шишкина 1876
Холст, масло
112 x 91,5


Все портреты живописца «разные», они отображают разные характеры и настроения людей. В 1876 году был создан «Портрет Ивана Шишкина». Фигура сидящего пейзажиста сдвинута влево и будто внутренне напряжена, а во взгляде застыла холодная отрешенность. Репину удалось передать душевную травму Ивана Шишкина, которая была связана с потерей жены и двух детей.

Шишкин Иван Иванович (1832–1898) — художник, пейзажист, автор картин "Корабельная роща", "Зима", "Дубы" из коллекции Русского музея.



07. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Саввы Овденко 1876
Холст, масло
82 x 65,5
Овденко Савва Григорьевич (1820–1899?) — доверенный основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова.




08. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (1842?–1910) 1877
Холст, масло
141,1 х 104,8
Экспонирование Михайловский замок, Зал 205


Среди созданных в 1870-х произведений Репина выделяется портрет талантливого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910). Прекрасно написана выступающая из сумрачного фона несколько грузная фигура изображенного, но главное, над чем художник работал особенно тщательно, – очень пластично вылепленное лицо с внимательным, словно наблюдающим, взглядом и, кажется, чуть дрогнувшими в улыбке губами.

Репин создает монолитный художественный образ сильного духом человека: «Коренастая фигура, с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка, он был красив, как Ассур, дух ассирийцев». Портрет написан в течение нескольких дней в расположенной на Васильевском острове квартире Куинджи, у которого Репин, живший в ту пору в Москве, останавливался осенью 1877 года.

Куинджи Архип Иванович (1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург). Живописец-пейзажист, педагог. Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893). Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865–1866), в Академии художеств (1868–1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894–1897), профессор (с 1892). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875), инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи, 1909–1931), которому передал большие материальные средства. У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие. Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. В 1898 организовал поездку за границу для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего – новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. Пейзажист лирико-романтического направления.



09. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Автопортрет 1878
Холст, масло.
60,5 x 49,6
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33




10. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Василия Щеголенка 1879
Холст, масло
102 x 80
Щеголенок (Щеголенков) Василий Петрович (1817–1894) — сказитель былин.




11. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Александры Молас 1883
Холст, масло
112 x 85




12. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет В. В. Стасова 1883
Холст, масло
74 x 60


Стасов Владимир Васильевич (1824–1906) — художественный и музыкальный критик, историк искусств.

Стасов был одним из самых крупных и колоритных деятелей русской демократической интеллигенции и оказал огромное влияние на развитие русской культуры второй половины XIX века. Человек необыкновенно деятельный, обладавший широкой эрудицией, сочетавший широкие знания с исключительным даром публициста и литератора, убежденный борец за свои идеи, Стасов вел многостороннюю критическую работу.

Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе. Пребывание в Дрездене, где они остановились на несколько дней для осмотра знаменитой галереи, совпало с двумя праздничными днями, галерея была закрыта, и в эти свободные дни Репин написал портрет друга, работая по многу часов подряд. Портрет написан в благородной серебристой цветовой гамме, лишенной ярких цветовых пятен, пронизан внутренним светом.



13. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Митрофана Беляева 1886
Холст, масло
125 x 89


Беляев Митрофан Петрович (1836–1903) — лесопромышленник, меценат, музыкальный деятель, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов.



14. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет А. Г. Рубинштейна 1887
Холст, масло
110 x 85
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 34


Через всю свою жизнь Репин пронес глубокую любовь к музыке. Яркие впечатления от частых встреч с лучшими композиторами и музыкальными деятелями нашли непосредственное отражение во многих его портретах.

Среди них — один из самых динамичных по композиции — портрет Антона Григорьевича Рубинштейна, выдающегося пианиста, композитора, основателя и директора Петербургской консерватории, концертировавшего в странах Западной Европы и в США.
„Интересная голова, на льва похожа“,— писал Репин о нем В. В. Стасову, известному художественному музыкальному критику, с которым художник множество раз слушал концерты под управлением Рубинштейна.

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894), русский композитор, пианист и дирижер. Много концертировал за границей. Зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны (хозяйки Михайловского дворца), обосновался в Санкт-Петербурге. Занимался дирижированием и композицией, выступал как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.



15. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Александра Глазунова 1887
Холст, масло
119 x 90,5
Экспонирование Михайловский дворец


Важнейшим эмоциональным источником вдохновения Репина была музыка, единственно способная, по его убеждению, вызывать слезы настоящей любви. Как следствие, значительное место в портретном творчестве Репина занимали изображения композиторов и музыкантов. Это были лаконичные и одновременно емкие художественные образы представителей музыкальной элиты, со многими из которых Репин сблизился после переезда из Москвы в Петербург в 1882 году. При этом обращает на себя внимание многообразие композиционных постановок: поясных, поколенных или во весь рост.

В портрете Александра Глазунова предстает феноменально одаренный молодой композитор, всегда готовый внимательно выслушать своего собеседника. Характерная деталь художественного образа — прижатая к поясу кисть правой руки.

Глазунов Александр Константинович (1865–1936) — композитор, дирижер, профессор Петербургской консерватории. Самым известным произведением стал балет "Раймонда".



16. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет композитора и ученого-химика А. П. Бородина 1888
Холст, масло
209 x 138,5
Экспонирование
Михайловский дворец, Зал 34


Бородин Александр Порфирьевич (1833–1887) — композитор, ученый-химик.

Бородин был яркий и самобытный композитор и ученый, автор эпической оперы "Князь Игорь" и произведений, положивших начало героико-эпическому направлению отечественного симфонизма. Это своеобразный портрет-памятник, исполненный вскоре после смерти композитора, под впечатлением от недавних встреч с ним. Он изображен в своей излюбленной позе во время концерта в Дворянском собрании (ныне – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии). Портрет писался с человека, фигурой похожего на Бородина, а также с фотографий.



17. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871–1953), в замужестве Лукомской 1889
Холст, масло.
98,5 х 78,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 34


Портрет С. М. Драгомировой написан в мастерской И. Е. Репина в Петербурге. Софья Михайловна позировала, когда ей было 18 лет. В портрете восемнадцатилетней дочери командующего Киевским военным округом орнамент и цвет национального костюма эффектно подчеркивают правильные черты молодого лица.

Известно, что в то время, когда Репин писал ее в украинском наряде, в мастерскую пришел его ученик, В. А. Серов, и тоже изъявил желание написать Софью (портрет кисти В. А. Серова хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань).

Драгомирова Софья Михайловна (1871–1953) – дочь Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, командующего войсками Киевского военного округа, военного писателя, историка и теоретика Михаила Ивановича Драгомирова (1830–1905), послужившего И. Е. Репину моделью для образа атамана Сирко в картине «Запорожцы», и его супруги Софьи Абрамовны. Вышла замуж за Александра Сергеевича Лукомского (1868 —1939), старшего адъютанта штаба Киевского военного округа, в дальнейшем участника первой мировой и Гражданской войн, видного деятеля Белого движения и одного из организаторов Добровольческой армии. После революции оказалась с мужем в Константинополе, затем в Ницце, где С. А. Лукомский служил советником Великого князя Николая Николаевича. С середины 1920-х годов Лукомские жили в Париже. После Второй Мировой войны переехала с дочерью Софьей Александровной в США. Похоронена на кладбище при Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк).



18. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Е. В. Лавровой
Вариант портрета, исполненный акварелью (1890, ГТГ). 1890. 1890
Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш.
35 х 29,8


Елизавета Васильевна Лаврова (1871–1942), в первом браке Попова, во втором – Болдырева, литератор, переводчик, занималась литературной работой, сотрудничая в журнале "Детский отдых" в качестве переводчицы, была близким другом общественной деятельницы Е. Д. Стасовой.

Акварель хранится в Русском музее со дня его основания. При его торжественном открытии была в числе самых примечательных экспонатов, и перед ней, по воспоминаниям Александра Бенуа, надолго останавливался император Николай II.



19. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Владимира Спасовича
Портрет исполнен по заказу петербургского Совета присяжных поверенных. 1891
Холст, масло
93 x 77
Спасович Владимир Данилович (1829–1906) — юрист.




20. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Ивана Тарханова 1892
Холст, масло
117 x 94
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 35
Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави) Иван Романович (Рамазович; 1846–1908) — физиолог, переводчик, педагог.




21. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Портрет Лидии Веревкиной 1892
Бумага, акварель
33,3 х 24,8
Верёвкина Лидия Фёдоровна – родственница художницы Марианны Владимировны Верёвкиной.


rusmuseumvrm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov july 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments