kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич [1862, Уфа – 1942, Москва] (Коллекция Государственного Русского музея)

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич [1862, Уфа – 1942, Москва] (Коллекция Государственного Русского музея)

Bo4kaMeda



01. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Автопортрет 1915
Холст, масло
94 х 110
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 68


Открывающийся вид далей с плавными изгибами реки, зеленеющими берегами и полоской леса на горизонте – спокоен и умиротворен. Резкий контраст пейзажу составляет массивная и монументальная фигура художника, смещенная к левой кромке. Нестеров создал образ человека большой силы духа, находящегося в глубоком напряженном раздумье. Трогательный желтый цветок возле фигуры, написанный несколькими легкими мазками, лишь подчеркивает одиночество изображенного.
✂…</font>">

Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва) – живописец, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876–1880, 1884–1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899–1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).

Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге.

Главное содержание творчества – религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.



02. Автопортрет. 1906
Бумага на картоне, графитный карандаш, белила, сангина
41 x 34 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




03. Автопортрет. 1928
Холст, масло
77 x 75 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург



04. Девочка. 1890-1891
Этюд к картине "Юность преподобного Сергия" (ГТГ)
Дерево, масло
38 x 21 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




05. Иван Петрович Павлов. 1930
Эскиз
Бумага, акварель, графитный карандаш
27 x 24 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




06. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Портрет Ивана Петровича Павлова 1930
Холст, масло
80 х 77


Павлов Иван Петрович (1849–1936) – физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик петербургской АН с 1907, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии 1904.

В 1925 году в одном из писем к своему биографу Нестеров удивлялся тому обстоятельству, что много лет уже живет не среди „художественной братии“, а среди ученых – профессоров. Именно в этой среде активно уговаривали художника написать портрет Ивана Петровича Павлова, показывали фотографии, портреты академика. „Сватовство“ не произвело никакого впечатления, не „раззадорило“ художника, однако в 1930 году встреча все же состоялась. Нестеров был покорен сразу и навсегда. „Иван Петрович ни капельки не был похож на те „официальные“ снимки, что я видел, и писание портрета мысленно было решено“. С этой встречи между ученым и художником завязалась крепкая дружба. Нестерова пригласили в Колтуши познакомиться с любимым детищем академика – институтским городком. Художник решил писать портрет здесь на застекленной террасе, где любил работать Павлов. Увлеченность личностью замечательного человека, чудесная „взрывчатость“ его темперамента сказались в темпах написания портрета: он был закончен в три недели. Портрет был приобретен для Института экспериментальной медицины. После серьезной болезни И. П. Павлова Нестеров решает в 1933 году написать еще один портрет „дивного старика“, который сразу по завершении поступил в коллекцию Третьяковской галереи. К 85-летию Нестеров подарил Ивану Петровичу авторское повторение первого портрета. А в 1940 году Институт экспериментальной медицины передал первый оригинал в Русский музей, оставив у себя повторение.

После смерти ученого Нестеров несколько раз проводил лето в Колтушах по приглашению семьи Ивана Петровича, конечно же, ему остро не хватало интереснейшего и умнейшего собеседника. Художник написал воспоминания о Павлове и историю создания портретов.



07. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Портрет Сергея Сергеевича Юдина 1933
Холст, масло
99 х 80


Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) – хирург, академик АМН СССР (1944), лауреат Сталинских премий (1942, 1948), Ленинской премии (1962, посмертно).



08. Мыслитель (Портрет философа И. А. Ильина). 1921-1922
Холст, масло
126 x 124 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




09. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Портрет О. М. Нестеровой 1906
Холст, масло
175 x 86,5
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 68


Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце.

Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу. "Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу", – писал художник. Он не рассматривал себя как портретиста, считая это делом И. Е. Репина и В. А. Серова, но тем не менее уже в предреволюционные годы создал в этом жанре несколько значительных произведений, а в поздний период творчества раскрылся именно как непревзойденный мастер портрета.



10. Портрет Алексея Михайловича Нестерова. 1931
Холст, масло
40 x 32 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




11. Портрет Владимира Александровича Беклемишева. 1910
Холст на картоне, масло
24 x 18 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




12. Портрет Елизаветы Ивановны Таль (Портрет Лизы Таль). 1936
Холст, масло
86 x 55 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




13. Портрет М. И. Нестеровой, первой жены художника. 1886
Холст на картоне, масло
31 x 27 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




14. Портрет Сергея Алексеевича Коровина. 1886
Холст на картоне, масло
23 x 20 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




15. Портрет сестры милосердия Копчевской. 1903
Этюд для образа равноапостольной Нины на пилоне церкви во имя благоверного князя Александра Невского
Бумага, карандаш
16 x 10 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




16. Леля Прахова. 1894
Этюд к образу святой Варвары Великомученицы для иконостаса диаконника Владимирского собора
Бумага, акварель, графитный карандаш
14 x 10 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




17. Отец Геннадий. 1888
Этюд к картине "Пустынник"
Холст на картоне, масло
26 x 22 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




18. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Пустынник 1888
Холст, масло
91 х 84
Государственный Русский музей, С.-Петербург




19. Портрет художницы Е. С. Кругликовой. 1939
Холст, масло
82 x 59 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




20. Старик с коромыслом. 1896
Этюд для фигуры Сергия Радонежского в левой части триптиха "Труды преподобного Сергия"
Бумага, графитный карандаш
25 x 16 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург



rusmuseumvrm.ru
art-catalog.ru/gallery

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 18+

  • Иногда мечты сбываются

    Наталья Орейро с сыном стали россиянами. То есть у нас население второй год очень ускоренно убывает сверхсмертностью, которую будут ещё…

  • Русский или антисоветский проект?

    Вчера одна из женщин в ЖЖ прокомментировала эти ролики (особенно тот, где Мордюкова и Маркова). Но она воспринимала это видимо подростком, а мы-то…

Buy for 60 tokens
По поводу нашумевшего(а почему, собственно?) сериала "Игра в Кальмара"... Я недаром многократно в спорах с друзьями утверждал что теперь эра "новой философии", Где философия, как некий компактный экстракт транслируется в массы через масс-культуру теми, кто в нее пробивается. И философами, т.е.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments