kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Сериал ОБИТЕЛЬ


Что я чувствую после просмотра? Что однозначно плюнули и нагадили в душу. Дело в том, что я вообще кроме нескольких статей ничего Прилепинского не читал, но он как-то в культурном слое всегда позиционировался вроде как левый и вроде как советский. А здесь? Сейчас мне скажут, что вот такая она и была власть соловецкая. Вот честно - именно то что было в этом лагере с которого начинался ГУЛАГ (СЛОН, хотя там тюрьма была всегда) не изучал. Но зная суть советской власти можно в принципе оценить правдоподобность. Ну во первых совсем не просоветская статья в вике почему-то не приводит ни одного бессудного расстрела в СЛОНе. Упомянут один единственный массовый (больше тысячи человек) расстрел по приговору тройки. Но и этот расстрел сейчас оспаривается, так как похоже, что обнаруженные тела принадлежат красноармейцам замученным финнами.

То есть такие яркие сцены расстрелов буквально все ставятся под сомнение (причём я не утверждаю, что бессудных расстрелов в этой системе не было, они были, те же Гаранинские расстрелы на Колыме, но вспомните куда попал сам Гаранин) Показано, что люди там  умирали на той же Секирке. Читаем вику: "За время существования лагеря в нём умерло около 7,5 тысяч человек, из них 3583 умерли в последнем квартале 1929 и первом квартале 1930 года в результате эпидемии тифа. Следствие по делу об эпидемии проводилось до глубокой осени 1930 года, после чего ряд виновных были осуждены, в том числе трое к высшей мере наказания за неоказание помощи больным и издевательства над больными заключёнными. Было сменено руководство УСЛОН" И это совершенно чётко вписывается в политику Советской власти, так как для неё заключённые были ценным трудовым ресурсом, который просто так расстреливать не имело смысла. И уж тем более нигде не нашёл упоминания о расстрелах за побег каждого десятого заключённого лагеря. Смотрим по срокам, из фильма можно понять что Артёма Горяинова и Галю расстреляли в 1928г. Численность СЛОНа есть, это 21900чел. То есть надо было единовременно расстрелять 2190 человек (простите, на следующий день приехавший оперативно суд приговорил бы начальника (которым был в 1928г Эйхманс, то есть по фильму уже Ногтёв, а был ещё Эйхманс) к высшей мере, которую бы точно моментально привели бы в исполнение. То есть увы вот в этом месте товарищ Прилепин явно и 100% налепил (даже если в книге был уже 1929г и начальником был Ногтёв, по моему конечно мнению, кстати перевёл дыхание и обрадовался, так как понял, что если такой случай и был, то Артём и Галя могли остаться живы)

Отдельно стоит интересный момент, на моей памяти в конце 80-х выяснилось, что там оказывается было 3 очень известных сидельца. Это писатель Олег Волков, оставивший книгу воспоминаний, академик - филолог Д.С. Лихачёв и философ Павел Александрович Флоренский, который действительно был расстрелян по приговору тройки НКВД, но не на территории СТОН, а видимо в Ленинградской области. Что сделали потом с этой тройкой не известно, но поскольку Флоренский был не только священником и философом идеалистом, но и учёным в нескольких областях выдававшим в отличие от многих учёных реальный практический результат этот вопрос возникает, так как при Л.П. Берии эти дела поднимались и проверялись.  А вот оставивший воспоминания Волков и академик Лихачёв были в конце 80-х живы и даже выступали на тему издевательств над заключёнными по ТВ, оценить их рассказы не могу без документов, но вот что Олег Васильевич Волков (если есть время прочитайте биографию) прожил 96 лет не секрет и очень похоже, что часть материала для книги и фильма черпалась именно из его книги ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ. Благополучно (хотя и тяжело) сложилась судьба и Дмитрия Сергеевича Лихачёва (для внимательного читателя даже краткая биография очень интересна), который сделал научную карьеру и прожил 92 года.

Как можно понять по фильму, основная мысль там такая, что везде живут люди и они могут быть и плохими и хорошими, причём один и тот же человек. Что гражданская война это взаимное уничтожение и жестокость с ОБЕИХ сторон (что в постсоветское время не показывали, но забыть как милейший интеллигент и офицер Василий Петрович Вершилин (Виктор Раков) самолично патает красного, которому выжигают потом звезду на груди и потом в лагере нарывается на этого красного невозможно). И невозможно забыть, как Галина Кучеренко приказывает расстрелять актрису за попытку побега, как бы по инструкции (без суда, правда мы уже выяснили что этого быть не могло). То есть Прилепин показывает что отношение к человеческой жизни у обеих сторон и у блатных было как к мухе, взял и раздавил (мы уже тоже разобрали, что со стороны Советской власти этого в принципе быть не могло, людей ценили как рабочую силу). Интересин образ Берзина. Почему? Да похоже это именно он и есть реальный  Нафталий Аронович Френкель, который ушёл на пенсию генерал-лейтенантом ГБ в почёте и уважении (то есть вот этот момент упустили, что заключённые СЛОНА могли сделать карьеру и войти в элиту СССР). Естественно возникает тема кармы и преступления и наказания. То есть если Преступил, то будешь обязательно наказан. Очень колоритно играют все 3 монаха и мысль проводится всё таже, веруй и веди себя хорошо и душу спасёшь. Примыслен такой не имеющий места в действительности конец явно для того, чтобы показать, что можно если не спасти жизнь, то по крайней мере сохранить личность в любых условиях, что и сделали Галина и Артём (но мысль хорошая смазывается именно тем, что финал натянут на глобус, этого быть не могло и поэтому не очень веришь и всему остальному). Очень интересно, что Яхина описывает ЗУЛЕЙХУ вообще ничего не зная  и не понимая о том времени, поэтому получается лютый треш. А вот Прилепин видимо чуть-чуть поизучал документы (но создаётся впечатление, что именно чуть-чуть) и он обладает богатым жизненным опытом. По крайней мере рисуя по любым понятиям сознательных и невольных душегубов он явно понимает о чём он пишет, так как реально сам воевал со всеми вытекающими и это конечно ценно (интересно, что положительно выведены зэки- чечены и это явно личное)

Ну и вишенка на финал. Мог ли быть роман между администраторшей и осужденным? Это же кажется самым невероятным. Так вот это как раз могло быть. Описываю реальный случай (правда после войны, знал живыми обоих участников, но именно поэтому ничего лишнего не скажу, так как у них есть дети и внуки). Один участник бегал по лесам у эстонских зелёных и в одном их боестолкновений удалось им захватить родного брата участника, который (если мне не изменяет память, всё-таки прошло около 40 лет, как я это узнал) был секретарём райкома ВКПб. Так вот этот человек лично родного брата расстрелял. Потом естественно он мог либо погибнуть в боестолкновении, либо попасть в руки наших доблестных органов. Ну вот ему повезло и он попал живым в руки органов (Заметим это год 46 или 47). Естественно следствие, суд и человек попадает по приговору суда в один из Воркутинских лагерей, где в администрации служит офицером женщина. Каким образом возникает любовь естественно неизвестно, но она возникает. Бежать они не стали (куда там можно бежать). Ждали когда закончится срок (10 лет). По освобождении женщина (русская) сделала любимому чистые, без судимости документы, и уволилась в запас. С чистой совестью они оба поступили в институт, который и закончили блестяще по одной специальности. Потом естественно плодотворно работали на благо СССР, сделали определённую (хоть и небольшую) карьеру, благополучно вышли на пенсию (естественно есть дети и внуки). Живы сейчас или нет не знаю. Но всё в принципе получилось вполне благополучно. Откуда я это знаю тоже не скажу (вообще я много чего видел, сам на пенсии уже). То есть как раз этот факт в принципе мог быть в реальности, так как оказывается такие факты бывали.

Если по игре актёров. Реально играли хорошо, конечно главные роли (Евгений Ткачук и Александра Ребенок, Ребенок я реально не узнал, так перевоплотилась). Восхитились Безруковым, но мне как раз его образ чётко вылепленным не показался. Прекрасно сыграли монахов Стеклов, Черневич и Кузнецов. В фильме есть определённые актёрские достижения и хорошая игра). Но хорошая игра никак не может перекрыть надуманности сюжета. Например репетируется ДНИ ТУРБИНЫХ, которые тогда ставили только во МХАТЕ и только и исключительно для Сталина, сами посудите, могло ли это быть в лагере? И да, случай покушения на начальника во время спектакля был бы по любому известен и разнесён по стране в устном творчестве, то есть этого тоже не было.

А в целом? В целом фильм не понравился, именно тем, что авторская мысль проводится в ущерб историческим фактам, почему-то считается, что зритель всё переварит. Нет, всё не переварит, хотя судьбы начальников и заключённых СЛОНА могут послужить канвой наверное сотне романов. Но нельзя так вольно обращаться с реальной историей. Вот после передачи ГОБЛИНА не стану смотреть ДЕВЯТАЕВА (посмотрите, у него интересный разбор фильма)

Tags: СССР
Subscribe

promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →