kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Данные ФИНЭКСПЕРТИЗЫ по ценам на базовые продукты по регионам


Источник
Несмотря на попытки властей сдержать рост цен на отдельные продовольственные товары, продукты питания продолжают дорожать - в том числе те, в отношении которых были введены меры ценового госрегулирования. Стоимость 24 продуктов, определенных правительством как социально значимые (недорогое мясо, курица, рыба, масло, молоко, хлеб, крупы, овощи и другие базовые доступные товары), в марте выросла в среднем на 15,6% в годовом выражении, то есть в 2,7 раза сильнее инфляции, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Причем рост цен ускорился как в годовом, так и в месячном выражении - в феврале и январе базовые продукты дорожали не столь сильно.


Существеннее всего - на 19-21% - социально значимые продукты подорожали в Пензенской области, Рязанской области, Северной Осетии, Липецкой области, Воронежской области, Чувашии, Нижегородской области, Кабардино-Балкарии, Калужской области и Марий Эл.

Цены росли быстрее преимущественно в небогатых регионах, жители которых тратят значительную часть личного бюджета на еду. В результате инфляционные процессы особенно сильно ударили по малообеспеченным слоям населения, загнав их в "ловушку бедности".

Недоступная корзина


В правительственный "перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" входят продукты, в отношении которых власти могут устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 дней. Условием для введения госрегулирование является непрерывный рост цен на товар из списка на 10% и более в течение 60 дней. Сейчас в перечень включены недорогие виды мяса, курица, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, хлеб, крупы и овощи - всего 24 позиции. После ускорения продовольственной инфляции в конце прошлого года российские власти решили прибегнуть к госрегулированию цен на отдельные товары - в декабре 2020 года были установлены предельные цены на подсолнечное масло и сахар, введены квоты и пошлины на экспорт зерна, повышена экспортная пошлина на семена подсолнечника и рапса, в марте было объявлено о введении с сентября экспортной пошлины на подсолнечное масло. Следующими продуктами, в отношении которых потенциально может быть введено госрегулирование цен, стали резко подорожавшие мясо птицы и яйца.

В марте 2021 года цены на социально значимые продукты питания - недорогие и популярные товары, занимающие важное место в продуктовой корзине россиян - выросли относительно марта 2020 года в среднем на 15,6% (средневзвешенный рост цен с учетом доли соответствующих товаров в усредненной потребительской корзине россиян). Таким образом, рост цен на базовые продукты в два раза обогнал продовольственную инфляцию (в марте составила 7,6% в годовом выражении) и в 2,7 раза - общий индекс потребительских цен на все товары и услуги (5,8%).

Из 24 социально значимых продуктов сильнее всего подорожал картофель - на 58,1% в годовом выражении, что в 10 раз превышает инфляцию. Виной тому - плохой урожай прошлого года и связанная с этим высокая доля импорта. Далее по динамике роста цен следуют морковь (подорожала в марте на 48,2% в годовом выражении), сахар-песок (+47,5%), куриные яйца (+32,1%), гречневая крупа (+31,6%), подсолнечное масло (+26,8%), курица (+18,6%), мука (+14,2%), рис (+13,4%) и яблоки (+12,1%).

Следом по нисходящей идут вермишель (подорожала на 11,8%), мороженая рыба (+11,2%), черный байховый чай (+10%), ржаной хлеб (+8,4%), пшеничный хлеб и булочные изделия (+8%), мясо, кроме бескостного - баранина (+7,8%), говядина (+6,7%) и свинина (+6,6%), а также репчатый лук (+5,3%), сливочное масло (+3,9%), поваренная соль (+3,5%), молоко (+1,7%).

Единственными двумя товарами в списке, цены на которые снизились, стали белокочанная капуста (-1,8% в среднем по России) и пшено (-6,2%). Впрочем, от региона к региону динамика цен на эти продукты крайне разнилась - от падения на 30% до роста на 33,7% для капусты и от падения на 24,3% до роста на 21% для пшена.

Средневзвешенная динамика цен на базовые продукты ускорилась как в годовом выражении (в феврале составляла 15,35%, в январе - 13,3%), так и месяц к месяцу - за март социально значимое продовольствие подорожало на 2,9%, в то время как в феврале рост был почти в два раза меньше - 1,5%, в январе - 1,1%. Причем заметно подорожали в том числе попавшие под госрегулирование сахар и подсолнечное масло.

Динамика цен на социально значимые продукты в марте 2021 года в годовом выражении

Исследование 1

Инфляция для бедных


Рост цен на социально значимые продукты обогнал инфляцию во всех российских регионах. Особенно сильно базовые продукты подорожали в Пензенской области (на 21,1%, при том что годовая инфляция в регионе была в три раза ниже - 7,2%), в Рязанской области (на 20,82% при инфляции 7,1%), Северной Осетии (на 20,81% при инфляции 6,9%), Липецкой области (на 20,75% при инфляции 7,1%), Воронежской области (на 20% при инфляции 7,3%), Чувашии (на 19,5% при инфляции 6,5%), Нижегородской области (на 19,4% при инфляции 6,4%), Кабардино-Балкарии (на 19,25% при инфляции 6,8%), Калужской области (на 19,2% при инфляции 7%) и Марий Эл (на 19,1% при инфляции 5,8%).

Таким образом, в этих регионах средневзвешенный рост цен на социально значимые продукты примерно в три раза превысил инфляцию. Все перечисленные регионы характеризуются невысоким уровнем жизни - доходы местного населения находятся ниже среднероссийского уровня.

Регионы с максимальным ростом цен на социально значимые продукты

Исследование 2

Наоборот, менее всего социально значимые продукты подорожали Чукотском автономном округе (на 5,7% при инфляции 2%), Сахалинской области (на 7,66% при инфляции 4,5%), Якутии (на 7,7% при инфляции 4,8%), Ненецком автономном округе (на 8,9% при инфляции 3,5%), Камчатском крае (на 10,1% при инфляции 4,6%), Тюменской области (на 10,35% при инфляции 4,7%), Магаданской области (на 10,9% при инфляции 5,7%), Москве (на 11,3% при инфляции 4,9%), Республике Коми (на 11,4% при инфляции 5,9%) и Томской области (на 12,3% при инфляции 4,7). Большинство этих регионов являются лидерами по доходам населения, лишь в Тюменской и Томской областях благосостояние жителей ниже среднероссийского уровня, а в Республике Коми доходы населения незначительно превышают средние по стране.

Между благосостоянием жителей российских регионов и ростом цен прослеживается обратная корреляция. Как правило, и общий индекс потребительских цен, и цены на социально значимые продукты росли сильнее в регионах с низкими доходами населения. Напротив, в обеспеченных регионах цены на базовое продовольствие и инфляция увеличивались меньшими темпами.

Регионы с минимальным ростом цен на социально значимые продукты

Исследование 3

"В небогатых регионах цены на основные продукты питания обычно ниже среднероссийских, поэтому из-за низкой базы подорожание продовольствия на таких территориях происходит более быстрыми темпами. При этом чем беднее регион, тем большая доля в семейном бюджете отводится на продукты питания, в особенности "социально значимые", то есть наиболее популярные и доступные массовому потребителю. Уровень потребления малообеспеченных слоев населения и до коронавирусного кризиса находился на низком уровне, дополнительно снижать его у людей попросту не было возможности. Небогатые домохозяйства вынуждены приобретать базовые продукты даже несмотря на их серьезное подорожание, в результате инфляционные процессы сильнее ударяют как раз по малообеспеченным слоям населения, которые начинают тратить все больше денег на все более дорогую еду, тем самым оказываясь в ловушке бедности.

В 2021 году растущий спрос, увеличивающиеся издержки и снижение производства ряда сельскохозяйственных товаров толкают цены на продовольствие вверх. Высокие мировые цены на зерно приводят к удорожанию кормов, что сказывается на стоимости всей животноводческой продукции, а слабеющий рубль повышает стоимость импортного оборудования и сырья. Мясо птицы, занимающее важное место в продуктовой корзине россиян, также дорожает из-за вспышки заболеваемости на птицефабриках в России и странах-поставщиках. Подорожание базовых продовольственных товаров всегда сопряжено с ростом социальной напряженности, поэтому сейчас мы наблюдаем попытки нерыночного регулирования цен со стороны государства. Однако искусственное сдерживание цен на практике означает лишь то, что массовый потребитель все равно в итоге заплатит за издержки производителя, но окольным путем - через рост ценников на другую продукцию либо снижение инвестиций и производственного потенциала отечественных предприятий", - считает президент FinExpertiza Елена Трубникова
Subscribe

promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments