kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Кому нужна такая реформа?

https://newsland.com/community/4765/content/gde-naiti-nam-tokaria-vziat-gde-kuznetsa/7339568?_utl_t=lj Где найти нам токаря, взять где кузнеца?: Политика, экономика, общество (без банов) Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Минпрос собирается преобразовать систему среднего профтехобразования, сократив количество специальностей и сроки обучения

В ближайшие годы российскую систему среднего профессионального образования (СПО) ждет преобразование. О том, что конкретно планируется изменить в этой сфере, рассказал первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко в первый день весны. Новаций, судя по его пространному интервью «Российская газете» 1 марта с.г., будет довольно много, и предполагается, что носить они будут прямо-таки революционный характер.

Судите сами.

В-первых, перечень профессий и специальностей СПО будет сокращен ровно вполовину — вместо 500 позиций останется 250.

«Многие программы, — объяснил Дмитрий Глушко, — будут объединены или трансформированы. Другие — переведем на уровень профобучения, то есть на „короткие“ программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента. Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, — совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС)».

Во-вторых, сроки обучения по всем специальностям предлагается заметно сократить.

«Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? — задался вопросом чиновник. — Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения. И опять же, повторю, необходимые компетенции студент сможет „добрать“ дополнительно к основной профессии».

В-третьих, Минпросвещения намеревается создать при колледжах малые инновационные предприятия, на которых студенты смогут работать и зарабатывать.

«Я верю, что они приживутся и будут эффективны, — отметил Дмитрий Глушко. — Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность».

После таких слов первого замминистра просвещения складывается ощущение, что речь на самом деле идет о полном перекрое всей системы СПО, являющейся, по сути, хребтом всей нашей экономики. Причем ситуация такова, что от слов функционеры уже перешли к делу — на сегодняшний момент на федеральном портале проектов нормативных правовых актов находится на рассмотрении несколько десятков проектов по внесению изменений в перечни специальностей и федеральные государственные образовательные стандарты в системе СПО.

«Это знак того, что правительство всерьез озаботилось будущим российской экономики? Или же, учитывая тот факт, что только в 2020 году в колледжи поступило около 1,2 миллиона выпускников школ, и таким образом их общее число в более чем трех тысячах колледжей и более трехсот тридцати вузов перевалило за 3 миллиона, чиновничество просто ищет поводы дополнительно заработать на них, фактически переводя систему СПО на коммерческие рельсы?» — поинтересовалась «СП» у экспертов в области образования и государственной политики.

Все слова первого заместителя министра просвещения РФ о приспособлении российской системы СПО к реалиям современного рынка — это не более чем дымовая завеса, полагает заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», историк Александр Снегуров.

— Да, ходят разговоры о том, что некоторые профессии, так сказать, отмирают. Но, может быть, отмирают они не потому, что экономика становится инновационной, а потому, что в этой самой экономике у нас большие проблемы, коль скоро она никак не выйдет не то что на этап роста, но хотя бы на этап минимальной стабилизации? — поделился он своей точкой зрения на происходящее. -Ведь посыл-то здесь таков — улучшений в экономике не будет, и не ждите. Такая позиция официоза, не исключено, толкнёт одних — к радикальным действиям, других — к депрессии, третьих — к имитации продуктивной жизни.

Хотя на самом деле рынку требуется масса профессий, и многие школьники хотят поступать именно в колледжи. Но сокращение времени обучения тут, думаю, не пойдет им на пользу. Ведь при том, что сроки курсов сокращаются, программы перегружены массой различных предметов, и эти модули, как их ныне называют, длятся порою всего несколько десятков часов. На первый взгляд, предметы успешно осваиваются, но это подчас маскировка реального положения дел.

Ведь у детей, а поступают в колледжи, не забудем, ещё дети, разные степени усвоения материала, кто-то быстрее схватывает, кто-то нет, и это нужно учитывать, как и прочие факторы. Но всё персональное словно отсекается, переводится на шаблонные и коммерческие рельсы. Юных парней и девушек нельзя же ориентировать жёстко на приспособление к условиям неблагополучной среды, им нужны крепкие базовые знания, позитивные горизонты, а не квазиучебная лихорадка.

«СП»: — Не получим ли мы тут замкнутый круг — приспосабливая сейчас систему СПО к нуждам проблемной экономики, в последующем мы получим поколения выпускников, способных спровоцировать еще большее ухудшение экономики?

— Согласен, в профессиональном обучении нельзя ориентироваться на кризисность, длительную деструкцию: это нравственно порочно, и вся «экономика» тогда сводится к получению со студента платы за обучение (а оно в заявленной парадигме, очевидно, таким станет повсеместно). Настрой должен быть перспективным, однако нынешние перспективы экономики, которые просматриваются за всяческими новациями и бравыми рапортами, страшат.

Сейчас большое распространение получили онлайн-курсы, и, полагаю, дело идет к тому, что немалая часть подготовки в системе СПО сведется к электронным ресурсам, хоть это и не озвучивается и отчасти уже апробировано. Но они не могут заменить живого наставничества мастеров. Ведь важно не только получить компетенции, их еще нужно закрепить, а закрепление, по всей видимости, переносится на какую-то абстрактную площадку.

Вспомните, в советские времена выпускников ПТУ, техникумов, вузов прикрепляли к опытным наставникам на производстве, в организациях, и эти люди учитывали в том числе и характер человека. А теперь ребят просто будут оставлять без настоящего наставничества: мол, сами изворачивайтесь, или прикрепят к кому-то формально, для отчёта. Самостоятельность, конечно, развивать нужно, но профессиональное обучение — не тот случай.

То, что сейчас предлагает Министерство просвещения РФ устами своего первого замминистра — страшнейший удар по системе профтехобразования, которая в свое время помогла СССР выиграть Великую Отечественную войну и триумфально преодолеть ее последствия, считает политик, общественный деятель, член КПРФ Вячеслав Тетёкин.

— В советское время в средних профтехучилищах, где освоение профессии шло параллельно получению полного среднего образования, все было настолько отлажено, что их выпускникам не нужны были никакие дополнительные курсы, — рассказал он «СП». — Они шли на производство и сразу включались в трудовой алгоритм. А «фишка» была в том, что эти училища прикреплялись к базовым предприятиям, которые были заинтересованы в получении высококвалифицированных молодых кадров, и поэтому передавали училищам современное оборудование и направляли пожилых мастеров в качестве наставников. В результате система получения профессии была настолько мощной, что ходила даже шутка — в мире, мол, существуют три устойчивых системы: социализм, капитализм и профтехобразование.

Сегодняшние же «упражнения» с сокращением числа специальностей и сроков обучения означают, что систему профтехобразования в России банально душат. Чиновникам, видимо, ничего не нужно кроме того, чтобы углеводороды по трубам бесперебойно качались на Запад. О том, чтобы обеспечить универсальное перераспределение трудовых ресурсов в целях удовлетворения потребностей производства и учебного процесса, нет и речи.

В СССР слесарей и сварщиков готовили же не просто так, а под конкретные большие проекты в рамках отраслевых планов. А сейчас сварщиков днем с огнем не найдешь. В бытность свою депутатом Госдумы и членом ее комитета по обороне я разговаривал с командующим Северным флотом, и он мне сказал — самая большая для нас проблема заключается в отсутствии грамотных сварщиков для ремонта кораблей, впору хоть из-за рубежа приглашай.

«СП»: — Так ведь вроде Дмитрий Глушко и объясняет, что систему СПО хотят приспособить к реальным нуждам рынка труда, а профессии просто укрупнить. Что с этим не так?

— По сути, за всеми этими разговорами о приспособлении прячется очередной шаг к разрушению системы СПО. Ну кто, скажите на милость, возьмет сейчас на работу выпускника колледжа, если у того нет минимум двухлетнего опыта работы за плечами на производстве? В СССР выпускников доучивали прямо на производстве, но сейчас этого делать никто не будет, новый рабочий же сразу должен прибыль гнать.

Разговоры-то об аналогах учебно-производственных комбинатов в виде инновационных предприятий при колледжах, возможно, и правильные, но ведь под это нужно сначала деньги в них инвестировать. Но Минфин сейчас даже под самые лучшие проекты денег не дает, посылая всех как угодно зарабатывать, так что я мало верю в то, что тут вдруг разверзнутся небеса и на систему СПО польется «золотой дождь».

А укрупнение специальностей мы уже проходили на врачах. Разговоры о том, что нам не нужно столько врачебных специальностей, давайте лучше побольше выпускать врачей общей практики, на деле закончились катастрофой. Зайдите в любую поликлинику — многодневные очереди именно к узким специалистам, которых сейчас позарез не хватает. То же и в рабочих специальностях — везде нужна своя ухватка. Не выйдет из строителя сразу и стропальщика, и сварщика, и кого угодно сразу, это вредоносная идея.

«СП»: — Получается, систему СПО банально «сливают»? В чьих интересах?

— То, что собирается творить Минпросвет, иначе как угрозой национальной безопасности трудно назвать. Мы сейчас и так как индустриальная держава упали, как говорится, ниже некуда, и это еще один шаг к тому, чтобы мы даже подняться не смогли. Потому что даже если в реальный сектор экономики деньги рано или поздно пойдут, там просто некому будет работать руками.

Андрей Захарченко

Источник: svpressa.ru
ПС от АК (автора блога:-)))


Tags: Образование
Subscribe
promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments