kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Иногда ростки правды прорываются сквозь асфальт отчётности и пропаганды


Новость Интерфакса. Цитата: "Москва. 14 октября. INTERFAX.RU - Судья Конституционного суда Константин Арановский в особом мнении к решению КС по жалобе на отказ в статусе безработного раскритиковал современную организацию системы высшего образования, ее неэффективность, несвободу и отсутствие адекватного финансирования. На мнение судьи обратил внимание "Коммерсантъ".

Арановский считает, что то, что происходит с системой образования, не позволяет рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта. "Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов", - пишет судья. Для примера он приводит внедрение болонской системы, которое не все считают полезным, поскольку оно не сказалось на качестве образования и признании российских дипломов за рубежом.

Затраченные на "улучшения" средства можно было "израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда", считает судья.

"Система платит скудно, если преподаватель не получит в ее управленческом секторе оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста, - отмечает Арановский. - А иногда преподавателю платят за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства".

Для этого преподавателю приходится совершенствовать навыки в написании заявок и других документов и в их правильном размещении. "В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях", - объяснил судья.

"Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию", - пишет Арановский.

Конституционный суд считает в автономии вузов основу их деятельности и их отношений с государством, отмечает, что автономия оправдала себя исторически в общеевропейской университетской традиции, и допускает ограничение этой автономии со стороны власти "лишь в конституционно значимых целях", говорится в особом мнении.

Комментируя заявление Арановского, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов согласился, что "качество знаний у российских студентов постоянно снижается", а "диплом действительно больше не дает уверенности, что выпускник получил необходимую квалификацию". Он возразил против предложения судьи дать больше автономии вузам и не вмешиваться в их внутреннюю жизнь.

"Но в той ситуации, которая у нас сейчас сложилась, это приведет к закукливанию, стагнации. И у вузов просто не будет мотивации к переменам", - сказал Хохлов "Коммерсанту". Академик предложил, наоборот, усилить внешний контроль над вузовским образованием, но не со стороны бюрократов, а со стороны внешних профессионалов, в том числе работодателей, и затем увязать финансирование вузов с результатами такого контроля.

Сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность", кандидат технических наук Ванда Тиллес назвала выводы Арановского справедливыми и отметила, что "профессорско-преподавательский состав вузов разделяет взгляд судьи и на автономию вузов, и на дистанционное образование, и на навязывание болонской системы, и на качество российского высшего образования".

По ее словам, в высшем образовании устанавливается жесткая вертикаль управления за счет назначения ректоров министерством и отмену выборов ректоров и деканов, а попытки проявить независимость, в том числе за счет образования профсоюзов, вызывают давление на сотрудников".




Комментарий от мамонта. Собственно причина очевидна и проста. Если бы экономике и российскому хозяйству нужны были бы грамотные выпускники и без всяких международных рейтингов и мониторингов у нас было бы нормальное профессиональное образование. Известно, что наши дипломы выданные до 95г в принципе до сих пор там признаются. Ну а потом исчезла промышленность, исчезла по сути дела экономика (то что у нас по Аристотелю называется хрематистика), стали не нужны специалисты и...естественно российское образование девальвировалось, впрочем здесь девальвируется всё, мотивация к труду, мораль и нравственность, рубль, наука и здравоохранение, простые человеческие отношения. Открытый рынок девальвировал абсолютно всё, кроме жажды наживы. АК

Tags: Россия
Subscribe
promo kolybanov июль 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments