kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Художники Возрождения:Джованни Беллини

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Художники Возрождения:Джованни Беллини

О  Джованни Беллини  я уже упоминала в посте о Андреа Мантенья, а сегодня о нем  немного подробнее

Возможный автопортрет Джованни Беллини. Деталь картины «Принесение во храм» ок.1460. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.

Джованни Беллини (ок. 1430—1433, Венеция — 1516, Венеция) — итальянский художник венецианской школы живописи.

Как я уже рассказывала, Мантенья вошел в семью Беллини через сестру художников Джентиле и Джованни Беллини и очень долго дружил с Джованни. Мне хотелось бы немножко сказать об этих художниках, потому что, работая рядом и даже почти повторяя картины друг друга, особенно Джованни Беллини – это был абсолютно другой художник. Если Мантенья стремился к реализму, даже иногда брутальному реализму, грубоватому немножко, то Джованни абсолютно другой. Это художник-лирик.

Вообще Венеция – абсолютно другой город. Венеция, где жили венеты, отсюда, собственно, и название города и области – Венеция, Венетия по-латински. Изначально центр находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII в. начал перемещаться к своему современному положению.

Собор Сан Марко, Венеция

Здесь тоже была Византия в определенный момент. Отсюда, собственно говоря, и такая пятикупольная базилика или почти крестовокупольный собор – главный собор Сан-Марко. Конечно, он потом обустроен, сначала даже не замечаешь, что это абсолютно византийский храм. И вот это византийское наследие, видимо, очень сильно сказалось и на Венецианской школе. Это видно по главе клана Якопо Беллини.

Мадонна Д’Эсте. Ок. 1440
Художник – Якопо Беллини (итал. Jacopo Bellini, ок. 1400-1470). Лувр, Париж

Вот его «Мадонна Д’Эсте». Она, конечно, тянется к тем еще традициям Треченто(предыдущий период раннего Возрождения), где манера greco была очень сильна.

Благовещение. Ок. 1444
Художник – Якопо Беллини (итал. Jacopo Bellini, ок. 1400-1470). Церковь Сант-Алессандро, Брешиа

Хотя, конечно, Якопо Беллини, глава этого живописного клана, интересен и сам по себе, но византийское влияние здесь, конечно, сильно видно. Его сыновья пойдут  дальше.

Автопортрет. Ок. 1496
Художник – Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini, ок. 1429–1507). Берлинский гравюрный кабинет

Джентиле Беллини – вот то, что считается его автопортретом – был неплохим рисовальщиком. Это старший из сыновей, какое-то время он даже наследовал отцу и был главой Венецианской школы.Он преуспел в портретном искусстве.

Портрет султана Мехмеда II. 1480
Художник – Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini, ок. 1429–1507). Национальная галерея, Лондон

Вот его замечательный портрет султана Мехмеда II, находящийся в Лондонской галерее. И для него характерны виды Венеции.

Процессия на площади Сан-Марко. 1496
Художник – Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini, ок. 1429–1507). Галерея Академии, Венеция

Вот, например, процессия на площади Святого Марка, где много-много фигур и тоже такое перспективное построение, но не такое смелое, конечно, как у Андреа Мантенья.

Проповедь святого Марка в Александрии. 1504–1507
Художники – Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini, ок. 1429–1507) и Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Пинакотека Брера, Милан

Вот это интересно: «Проповедь апостола Марка в Александрии», где как бы Александрия, но все равно мы почти угадываем Венецию. Интересно, что эту картину начал Джентиле, а заканчивал Джованни, исследователи даже не знают, где здесь рука одного и рука другого.

Джованни Беллини
Спорят о том, был ли Джованни Беллини, самый талантливый из этого семейства, прямым потомком Якопо. Кто-то говорит, что он был внебрачным ребенком, потому что жена Якопо Анна Ринверси в своем завещании назвала наследниками только сыновей Джентиле и Никколо и дочь Николозу, а Джованни даже не был упомянут в этом наследии. Отсюда говорят, что он был или приемным, или внебрачным сыном. Но отец его любил. Он был младшим, Джентиле был старшим. Отец брал Джованни с самого начала на все большие заказы, которые клан Беллини имел в Венеции. И после отъезда Джентиле из города главным художником назначается Джованни.

Мадонна с Младенцем. Ок. 1480
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мы можем сравнить этих двух художников – Андреа Мантенья и Джованни Беллини. Они дружили. Мы сравнили их «Принесение во храм». И насколько они разные! Насколько Джованни Беллини мистичен! Насколько его совершенно по-другому интересует перспектива, чем Андреа Мантенья. Тот экспериментатор, этот, скорее, применяет приемы, которые другими уже опробованы, но он из этого делает абсолютно другую ситуацию, другое настроение.

Мадонна с Младенцем. 1483
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Академия Каррара, Бергамо

Например, если Андреа Мантенья просто прорубает эти окна, которые далеко уводят взгляд в плоскость, то Джованни Беллини иногда даже загораживает часть пейзажа, делает такую занавесочку. Вот мы как бы открываем эту занавесочку – мы чуть-чуть видим, что там дальше. Но в то же время эта занавесочка нам показывает, что связь между внутренним и внешним не такая прямая, что мы присутствуем перед некоторой тайной. Мадонна – это тайна. Воплощение Христа – это тайна.

Giovanni bellini e bottega, madonna del prato, 1480-90 ca.

И даже при том, что эти младенцы такие прямо ощутимо пухленькие, мягонькие такие, физически хочется их погладить, прижать, но они сохраняют вот эту тайну вочеловечивания. В «Мертвом Христе» у Андреа Мантенья тоже эта тайна есть. Но у Джованни Беллини, мне кажется, прямо акцент на этом.

Мадонна на лугу. Ок. 1505
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Национальная галерея, Лондон

Не случайно в некоторых «Мадоннах» младенец лежит на руках у матери, и кажется, что он не уснул, а умер. Может быть, это только у меня такое впечатление. Но мы можем сравнить, например, знаменитую «Мадонну на лугу» Джованни Беллини… Здесь, кстати, тоже появляется образ вот этого черного ворона, сидящего на ветках дерева, символ смерти.

Пьета. Ок. 1505
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Галерея Академии, Венеция

И «Оплакивание» того же Джованни Беллини, «Пьета», где уже постаревшая Мадонна, Мария, держит на руках умершего Христа. И вот это предчувствие смерти есть в этом сне младенца, перед которым она склонилась в молитве. Она его даже не прижимает к себе, а сложила руки в молитве.

Пьета. 1460
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Пинакотека Брера, Милан

Вообще «Оплакивание» – это один из излюбленных, конечно, сюжетов и восточнохристианского, и западнохристианского искусства, потому что «Пьета», «Не рыдай мене, мати» – это, конечно, очень такой важный образ, раскрывающий взаимоотношения Марии, Богородицы, и ее божественного сына, образ жертвы и т.д. Но для художников Кватроченто было очень важно почувствовать в этом человечность Христа.

И Джованни Беллини тоже это показывает – вот эту человечность Христа. Поэтому он один из первых, кто при оплакивании, вообще при погребении Христа показывает Богородицу постаревшей. Этого тоже почти нет у предыдущих художников – Богородица всегда юная, она всегда прекрасна. Ну, как на иконах. На иконах она как бы вне возраста, это божественная юность, на ней уже лежит печать божественности. Но здесь, мы видим, обнимает взрослого мертвого сына не юная Богородица, а постаревшая, постаревшая и от возраста, и от горя, некрасивая, потому что смерть и страдания ужасны, некрасивы и т.д.

Моление о чаше. Ок. 1455
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Национальная галерея, Лондон

У Джованни Беллини тоже есть «Моление о чаше». Здесь он ангела делает почти прозрачным, сосредотачиваясь на главном эпизоде – даже не сне апостолов, а на усилии Христа взять и испить эту чашу.

Преображение. Ок. 1490
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Музей Каподимонте, Неаполь

Его религиозные сюжеты немножко иконные, его часто называют чуть архаизирующим иногда художником, сознательно, может, архаизирующим вот эти формы, которые уже, скажем, его друг Андреа Мантенья сильно продвинул вперед. Но эта архаизация – она не возвращение к Средневековью, а попытка уйти от чисто, может быть, телесного восприятия всего. Если телесность и нужна, то показать вот эту человеческую боль Богочеловека, человеческое страдание и человеческую смерть.

Экстаз святого Франциска. 1475–1480
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Он тоже бывает жестковат. Вот здесь в «Святом Франциске» у него явно влияние Андреа Мантеньи. Взаимовлияние здесь можно легко прослеживать. Может быть, когда Мантенья уходит в лирику, здесь можно увидеть влияние Джованни Беллини, а когда появляются такие несколько жесткие пейзажи или брутальные фигуры у Беллини, то можно увидеть в этом влияние Мантеньи. Я не знаю, насколько они тесно общались во второй период, когда Мантенья работал на Гонзага, но, во всяком случае, в определенный период они точно близки дружили и их влияние между собой было очень сильным.

Ныне отпущаеши. Ок. 1505–1510
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Интересно, что пейзаж у Мантеньи и у Джованни Беллини играет разную роль. Я уже сказала, там и перспектива немножко разная. Например, вот знаменитое еще одно «Сретение» показано не как «Принесение во храм», поэтому оно даже имеет название «Nunc dimittis», «Ныне отпущаеши». Здесь на фоне пейзажа старец Симеон принимает младенца Христа на руки, Мадонна, Богородица отдает ему. Почему на фоне пейзажа, а не на фоне храма? Показать эту вечную природу и вот этого старца, который тоже почти вечен, он как-то из древности идет. И на Западе, и на Востоке была же такая легенда, что он один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета, который был сделан за три века до пришествия Христа в Александрии. Вот эта юность и вечность, юность и старость, Бог, который становится человеком, и человек, который принимает в руки Бога, и юная прекрасная Мадонна – конечно, эти мотивы здесь очень хорошо прослеживаются.

Триптих Фрари. 1488
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция


Джованни Беллини нам еще интересен тем, что он один из первых, кто стал употреблять масляные краски. Мы еще поговорим о том, как меняется техника, это очень интересный момент. Вообще считается, что Антонелло да Мессина привез в Венецию из Голландии, из Нидерландов масляные краски, и ими заинтересовался именно Джованни Беллини. Потому что он стремился показать вот эту тонкость, эту мистичность. Он же первый, кто начал как бы воздух вводить – то, чем потом вообще будет очень отличаться Венецианская школа. У него картины полны воздуха. Конечно, не настолько, как будет потом у Тициана и других мастеров Высокого Возрождения, но это есть. И, скажем, даже уже не пейзаж, а алтарь церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари – он там пытается это делать. Это одна из первых картин, алтарный триптих, где он применил масляную краску.

Триптих Фрари. Центральная часть. 1488
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

И он здесь пытается показать воздух даже в этой нише через свечение золота, через вот эти пространственные планы… Конечно, поскольку он один из первых, кто применил масляные краски, а не темперные, тут видно, что, конечно, он смешанную технику делал, начинал темперой, а потом масляными красками как бы доводил все до такого прозрачного сияния. Но все равно это интересно, он пытается этот воздух ввести. Он пытается сделать из этого что-то более живое.

Алтарь Сан-Джоббе. 1478–1488
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Галерея Академии, Венеция

фрагмент

Иногда он пишет с юмором. Например, алтарь церкви святого Иова: здесь не только «Святое собеседование» , но и у ног Мадонны, в низу ее трона, расположились вот такие замечательные музыканты, один из них даже с таким лукавым выражением лица, и вот они играют такую явно веселую музыку.

Священная аллегория. 1490–1500
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Галерея Уффици, Флоренция


Характерны для Джованни Беллини картины-загадки. Вот есть такая картина – «Священная аллегория». Здесь тоже как бы идея «Святого собеседования», но такое впечатление, что все персонажи находятся каждый в каком-то своем отдельном пространстве. Да, здесь тоже сидит Мадонна, перед ней кто-то стоит, кто-то отошел, много персонажей: тут и святой Себастьян, и Иов стоит – но они как-то все рассредоточены. И какой-то странный пейзаж, тоже такой полумистический – то ли это сон, то ли это рай так представлен, то ли это некая священная аллегория, т.е. каждый из персонажей что-то значит и нужно это как-то расшифровать.

Такие картины-загадки, конечно, любили в это время, и часто зашифровывали целые послания, целые тексты в эти картины. Но мы сейчас ее не будет расшифровывать. Есть множество литературы по этому поводу, и исследователи расходятся в толковании этой картины. Но то, что к этому был склонен Джованни Беллини, а не, скажем, Андреа Мантенья, которого этого сильно не интересовало, его интересовало совершенно другое… Его больше интересовало, как небо приходит на землю. А для Джованни Беллини, может быть, наоборот – прорваться к каким-то небесным тайнам и увидеть какие-то и аллегории, и символы, и вот эту тайну богочеловеческую в младенце, в мертвом Христе открыть и т.д.

Конечно, ни один художник этого времени не избежал античных сюжетов, это для них было совершенно нормально. Другое дело – неправильно считать, что для них они были равнозначны. Это совсем не так! Но заказчики любили античность, а художники всегда от заказчиков зависят. Интересовало ли это самого Джованни Беллини – не знаю. Античные сюжеты у него немножечко такие холодновато-отстраненные.

П

Портрет дожа Леонардо Лоредано. 1501
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Национальная галерея, Лондон


А вот портреты у него замечательные! Потому что, наверное, он один из первых таких портретистов, которых можно было бы назвать даже психологическими портретистами. Ну, может быть, не совсем психологическими, как это будет, скажем, в XIX или ХХ в., но здесь все-таки не маска, а характер. Не абстрактная личность – иногда художники этого времени тяготели к некоторой абстракции. А попытка показать человека. Если Богочеловек – тайна, то и каждый человек – тайна. Вот, например, его знаменитый портрет дожа.

Дож Леонардо Лоредан – человек жесткий, человек даже жестокий, умный, с такой, я бы сказала, цепкостью. Он показан здесь именно таким. Ну, конечно, Джованни Беллини прекрасно делает ткани и т.д. Фон, конечно, абсолютно нейтральный, тут уже нет никаких ни перспектив, ни антуража. Но зато как на драгоценном пьедестале стоит эта голова. Она немножко отдельно воспринимается, но все равно так написан взгляд, так написано это лицо, что ты почти прочитываешь судьбу этого дожа. Он, кстати, был очень интересным человеком и довольно долгое время занимал эту должность.

Он в официальном облачении. Нам кажется странным – что это за шапочка, что это за облачение – но это так традиционно правители Венеции изображались на парадных портретах. И их делали именно в виде бюстов, как делали бюсты римского времени, знаменитых императоров, полководцев, философов, так вот и художники этого времени тоже делают именно под бюст. И этот портрет обладает просто каким-то магическим действием, на него все время хочется смотреть. Ты как бы взглядом уходишь вроде бы на эту красивую поверхность его облачения, но потом все равно взгляд выталкивается и снова возвращается к этому лицу.

Портрет кондотьера. 1475–1480
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Национальная галерея искусства, Вашингтон

То, что для Джованни Беллини люди не были абстрактными, видно по другим его портретам. Например, портрет кондотьера Джованни Эмо. Это совершенно другая личность! Тоже прекрасно написана ткань его одежды, вообще ткани в это время любили и особенно на них сосредотачивали внимание. Но здесь совершенно другая личность! Такой, я бы сказала, солдафон. Хорошо две мысли, наверное, есть у него, и он их думает. Но зато человек действия! Этот человек не полезет в карман за словом или за действием, он сразу будет рубить сплеча.

Портрет Фра Теодоро да Урбино. 1515
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Национальная галерея, Лондон

Совершенно другой портрет Теодоро да Урбино, философа, каноника, монаха. Его иногда путают и печатают как портрет святого Фомы Аквинского. Это не так. Может быть, он похож, хотя Фома Аквинский был довольно плотного телосложения, этот посубтильнее. Это реальное лицо, современник Джованни Беллини.

Портрет молодого человека. Ок. 1500
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Капитолийские музеи, Рим

И такой вот портрет юноши, который иногда считается автопортретом Джованни Беллини. Насколько это автопортрет, я не знаю, но здесь, может быть, более идеальный образ молодого человека, интеллектуала, творческой личности этого времени.

Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы, на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением.

Giovanni Bellini - L'Ebbrezza di Noè

В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто и оставаясь верным рисунку как основе произведения.

Джованни Беллини. Обнажённая молодая женщина с зеркалом (1514-16). Музей истории искусства, Вена

В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. 

Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция); этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини — картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).

Джованни Беллини. Оплакивание Христа (1510). Галерея Академии, Венеция.

Джованни Беллини. Пиршество богов (1514). Вашингтон, Национальная галерея искусства.

«Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога д’Эсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Из переписки Изабеллы д’Эсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году. Эта разница в датах породила целый вал исследований и предположений, включая сомнительную гипотезу, что Джованни мог долгое время отказывать дому д’Эсте.

Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г., и подпись Беллини.Беллини не успел закончить другое произведение — «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Оно долго оставалось незавершённым, и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись.

Giovanni Bellini. Le Christ bénissant (Venice, 1465 - 1470). Louvre R.F. 2039.

29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец … прославленный во всём мире». Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал, и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей — Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.

Джованни Беллини оставил после себя более двухсот произведений — картин и рисунков. 

Вот такой Джованни Беллини и представила два художника, которые были абсолютно разные, но дружили, испытывали взаимное влияние, использовали какие-то взаимные находки. Мне кажется, они очень характерны именно для северного Возрождения и они сделали огромный вклад для продвижения ренессансной живописи.

Материалы:

https://magisteria.ru/

Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Булгаков, Ф. И. Джованни Беллини // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С.12.
Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996.
Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972.
Козлова С.И. Беллини и раннее Возрождение в Венеции. М. Белый город. 2013.
Оливари М. Джованни Беллини. Москва. 1996.
Robertson G. Giovanni Bellini. Oxford. 1968.
Rona Goffen. Giovanni Bellini. Yale University Press. 1989.

Серия сообщений "Ренессанс":
Часть 1 - РЕНЕССАНС
Часть 2 - Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство
...
Часть 22 - Художники Возрождения:Андреа Мантенья
Часть 23 - Художники Возрождения:Фра Беато Анджелико
Часть 24 - Художники Возрождения:Джованни Беллини

Серия сообщений "История Италии.Великие люди.":
Часть 1 - Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Часть 2 - Семейство Медичи.Часть2
...
Часть 26 - Художники Возрождения:Андреа Мантенья
Часть 27 - Художники Возрождения:Фра Беато Анджелико
Часть 28 - Художники Возрождения:Джованни Беллини

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov декабрь 23, 18:43 8
Buy for 50 tokens
ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ - о дин из самых масштабных некоммерческих художественных интернет проектов в мире (на сайте около 1500 авторов связанных с Башкирией, как уже ушедших, так и современников, охвачен период в 100 лет). Поддержите проект, посетите галерею мастеров по адресу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments