kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Крамской Иван Николаевич (1837-1887), часть2



РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Крамской Иван Николаевич (1837-1887), часть1
https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post432428360/




ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ

Крамской писал много портретов по заказу Третьякова, отдавая дань уважения этому незаурядному человеку. Так в 1871 году художник пишет по фотографии портрет великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко.

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871.jpg
«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»
1871
Холст, масло 84 x 65
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876.jpg
«Портрет Павла Михайловича Третьякова»
1876г
Холст, масло 59 x 49
Государственная Третьяковская галерея
Москва

А зимой 1876 года Иван Николаевич особенно сближается с семьей коллекционера, работая над портретами жены Третьякова Веры Николаевны, и самого Павла Михайловича, в котором он всегда видел не купца, а интеллигента и истинного патриота русской национальной культуры, твердо верившего, что «русская школа живописи не последней будет». В небольшом портрете 1876 года, отличающегося некой «камерностью» художественного решения, Крамской постарался выразить общественное значение личности портретируемого.

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876.jpg
«Портрет Веры Николаевны Третьяковой»
1876г
Холст, масло 226 x 148
Государственная Третьяковская галерея
Москва



По заказу Третьякова художник создал два изображения великого русского поэта-демократа Н.А. Некрасова (1877-1878 годы), первое из них - портрет Николая Алексеевича, второе - картина «Некрасов в период «Последних песен». Работа над этими произведениями осложнялась тяжелой болезнью поэта. Художнику удавалось писать его иногда всего по десять - пятнадцать минут в день, но уже к 30 марта 1877 года портрет Н. А. Некрасов был закончен.

Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877.jpg
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Холст, масло. 75 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Н.А. Некрасов в период  Последних песен. 1877–1878.jpg
«Н.А. Некрасов в период «Последних песен»»
1877-78г
Холст, масло 105 x 89
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Но наибольшую ценность представляет не он, а картина «Некрасов в период «Последних песен», на которой отбор бытовых деталей помог создать точный образ поэта. Бледный, одетый во все белое, тяжело больной Некрасов сидит на постели, целиком погрузившись в свои мысли. А фотографии Н. А. Добролюбова и И. С. Тургенева, развешенные на стенах его кабинета, а также бюст В. Г. Белинского, идейного наставника и великого друга Некрасова, передают атмосферу богатой, напряженной творческой жизни, давая почувствовать, что великий поэт бессмертен.

Интересно, что если вглядеться в поверхность холста картины, нетрудно заметить, что его пересекают несколько швов. Изображение же головы поэта выполнено на отдельном фрагменте, первоначальное положение которого несложно установить. Видимо, вначале мастер изобразил смертельно больного поэта лежащим, перестроив затем композицию, для большей выразительности. Некрасов оценил талант Крамского, подарив ему экземпляр своей книги «Последние песни», на титульном листе которой написал: «Крамскому на память. Н. Некрасов 3 апр.».

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879.jpg
«Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889)»
1879г
Холст, масло 88 х 68
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Работа Крамского над образами выдающегося писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина оказалась ещё более сложной, растянувшись на несколько лет. Один из двух, созданных художником портретов, также предназначался для коллекции Третьякова и создавался с 1877 по 1879 год, подвергаясь бесконечным переделкам. Завершив картину, Крамской пишет Третьякову, что портрет этот «вышел действительно очень похож», говоря о его художественных особенностях, мастер особо подчеркивает: «Живопись... вышла муругая, и вообразите - с намерением».

Как и на портрете Толстого, колорит работы очень глухой, сумрачный. Таким образом, художник ставит в центр внимания лицо Щедрина, его высокий лоб, скорбно опущенные уголки губ, а, главное, присущий только ему требовательно вопрошающий взгляд. Большую роль в создании образа писателя-сатирика играют руки - сомкнутые, с тонкими переплетенными пальцами, они подчеркнуто аристократичны, но вовсе не барственны.

Объединяющей идеей для портретов Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.М.Третьякова, стала идея высокой гражданственности. В них Крамской видел духовных вождей нации, передовых людей свого времени. Это наложило отпечаток на манеру изображения портретируемых. Художник намеренно «сужал» границы их личности, для подчеркивания их общественной значимости. Ничто, по мнению Крамского, не должно было отвлекать зрителя от главного – духовной составляющей героев его портретов, поэтому и колорит полотен так глух.

Когда же художник писал портреты литераторов, художников, по его мнению, не столь мощно аккумулировавших в себе «духовный заряд» эпохи, он делал живописно-пластическое решение работ более свободным, раскованным, что делало образы изображаемых им людей живыми и непосредственными.

К произведениям подобного рода можно отнести исполненный живописцем в 1873 году портрет Ивана Ивановича Шишкина.

Портрет И.И.Шишкина. 1873<br />
«Портрет художника Шишкина»
1873
Холст, масло 110,5 x 78
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Эта работа, как и полотно «Некрасов в период «Последних песен», относится к разряду портретов-картин, так как в ней соединились в гармоничное целое сразу два начала - портретное и пейзажное.

Созданный в этом произведении образ природы является это не просто естественным фоном для изображения мастера пейзажа, но стихией, в которой тот жил и работал. Лирический и одновременно величественный пейзаж (ясное голубое небо с плывущими по нему легкими облаками, таинственный силуэт леса и высокие травы у ног Шишкина), не столько воссоздает вид конкретной местности, сколько представляет обобщенное выражение русской природы, так, как её изображали в 70-х годах, в том числе и сам И. И. Шишкин.

Художник стремился подчеркнуть его нерасторжимое единство с окружающим миром. Стройная, но могучая фигура пейзажиста, его волевое открытое лицо, внешняя простота и одновременно неоспоримое величие его облика, то, как он спокойно и по-хозяйски всматривается в бескрайние дали, все это точно передает представление Крамского о Шишкине, как о «человеке-школе», «верстовом столбе в развитии русского пейзажа».

Позже, в 1880 году Крамской напишет ещё один портрет великого певца русской природы. В нём художник вновь поразится его физической мощи, отметив, что с возрастом, личность Шишкина становилась все богаче и сложнее.

Портрет И.И.Шишкина. 1880.jpg
Портрет И.И.Шишкина. 1880
Холст, масло. 115 x 83 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

НЕОБЫЧАЙНЫЙ ДАР ПОРТРЕТИСТА

Среди множества написанных в 70-х годах портретов русских литераторов и художников, большую часть которых Крамской писал по заказу П. М. Третьякова, были изображения И.А. Гончарова, И.Е. Репина, Я.П. Полонского, П.И. Мельникова-Печерского, М.М. Антокольского, С.Т. Аксакова, Ф.А. Васильева, М.К. Клодта и многих других.

Особо выделить можно два портрета - литератора Дмитрия Васильевича Григоровича (1876 год) и живописца Александра Дмитриевича Литовченко (1878 год).

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876.jpg
«Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича»
1875г
Холст, масло 86 x 68
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Создавая портрет автора популярной тогда повести «Антон-Горемыка», мастер зорко подметил, привычную барственность осанки Григоровича и некую снисходительность и благодушие во взгляде, свойственные человеку, не привыкшему вникать в сложность окружающей жизни. Подчеркнуто театрален жест руки с зажатым между тонкими пальцами пенсне в золотой оправе.
«Это не портрет, а просто сцена, драма!.. Так вот перед тобой и сидит Григорович со всем своим враньем, фельетонством французским, хвастовством и смехотворством», - восторженно писал Крамскому В. В. Стасов.
Хотя сам художник, через несколько лет написавший письмо известному издателю А. С. Суворину, пытался отвести от себя обвинение в явной тенденциозности, уверяя, что не хотел «сделать что-нибудь смешное, кроме совершенно естественного увлечения видимой характерной формой, без подчеркивания».
Насколько это правда, мы, пожалуй, никогда не узнаем, но совершенно ясно одно - сегодня нас привлекает в портрете Д. В. Григоровича именно увлечение художника «видимой характерной формой», бывшее залогом создания удивительно яркого и живого человеческого образа.

Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878.jpg
«Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко»
1878
Холст, масло 96 x 69
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Ещё сильнее это выражается в большеформатном портрете А. Д. Литовченко. Одетый в плотное темно-коричневое пальто, художник изображен на светлом серо-зеленоватом фоне.
Немного «размыв» очерчивающий фигуру подвижный контур, Крамской подчеркнул естественную непринужденность своей модели. Необычайно выразительна поза Литовченко, правая рука которого свободным движением заложена за спину, а левая рука изящно держит привычным жестом сигару. Пальцы не прорисованы, лишь намечены несколькими точными, динамичными мазками.
Крамской не случайно «смазал» край обрамляющего эту руку рукава, сделал его заведомо нечетким. Так он убедительно передал естественную мгновенность жеста, точно соответствующую живому, изменчивому выражению лица героя портрета, обрамленного пышной бородой.
О рисунке губ можно лишь догадываться, но чёрные, как угольки, глаза портретируемого смотрят так пронзительно остро, наилучшим образом выражая всю непосредственность его натуры, что весь образ Литовченко воспринимается «как живой». Скупые, но крайне выразительные детали, художник использует с поразительной точностью: шапочка конической формы, своими очертаниями великолепно завершает силуэт фигуры художника в целом, также как и светло-желтые перчатки, небрежно выглядывающие из кармана пальто Литовченко, завершают его образ.

Портрет А. Д. Литовченко, без сомнения, один из самых больших творческих успехов Крамского. Его образ получился таким живым и ярко-индивидуальным благодаря высоким живописным достоинствам этой картины, «по огню, страстности и жизненности быстрого исполнения, похожего на экспромт» (В. Стасов).

Иван Николаевич уже не «рисует» кистью, как это было во многих его картинах, сколько именно пишет, широко, темпераментно, выстраивая цветом пластическую форму, предвосхищая лучшие портретные полотна И.Е. Репина. Пораженный его мощной экспрессией М.П. Мусоргский так отзовется о его работе: «Подойдя к портрету Литовченко, я отскочил... - писал он В. В. Стасову. - Что за чудодейный Крамской! Это не полотно - это жизнь, искусство, мощь, искомое в творчестве!».

Автопортрет. 1874..jpg
«Автопортрет»
1874
Картон, масло 42,5 x 34
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Мы можем видеть, каким к этому времени стал сам художник, благодаря его «Автопортрету» 1874 года. Небольшая по формату картина, явно писалась «для себя». Насыщенный темно-красный фон способствует созданию в портрете атмосферы подчеркнутой сосредоточенности. Крамской, всматриваясь в своё собственное лицо, показывает, как с годами возросли его собранность и упорство, выработанные нелегкой жизнью и постоянным трудом. Его взгляд стал значительно глубже и печальнее, чем в автопортрете 1867 года, в котором мастер как бы публично заявлял о выбранной им позиции художника-борца. Теперь же, не отступая ни на шаг с выбранного пути, он признается самому себе, сколь огромных душевных сил требуют эта стойкость и мужество.

«До сих пор г. Крамскому удавались исключительно только мужские портреты, - писал один из обозревателей седьмой передвижной, - но нынешняя выставка показала, что ему одинаково доступен и представляющий несравненно более трудностей женский портрет».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны.jpg
«Портрет императрицы Марии Федоровны»
1882 г.
Холст, масло 90 х 72
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879.jpg
«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»
1879
Холст, масло. 166 x 121 см
Государственный Русский музей


Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867.jpg
«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»
1867
Холст, масло
Пермская государственная художественная галерея

Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884.jpg
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884
Холст, масло
Пермская государственная художественная галерея

Верное замечание, особенно учитывая, что до Крамского такой демократической разновидности женского портрета, заслуга разработки которой полностью принадлежит ему, в русской живописи не существовало.

ОБРАЗ РУССКОГО НАРОДА

Крамской часто писал, что, живя в Петербурге, ощущает на себе всю тягостность гнетущей общественной атмосферы, он даже говорил, что «петербургский климат», которому он все время пытался противостоять, «убивает русское искусство и художников». В этом ощущении, у него было много единомышленников. Вспомним А. С. Пушкина, говорившего, что ему «вреден Север», К. П. Брюллова, который, вернувшись из Италии, купался в лучах славы, но писал, что «хандрит», потому что «боится климата и неволи».

Мельник.jpg
«Мельник»
1873
Холст, масло 73,5 x 58
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Тянет меня вон из, Петербурга, - писал Крамской, - тошно мне! Куда же тянет, отчего тошно?.. Где же покой? Да и это бы ещё ничего, если бы не лежал богатый и невообразимо громадный материал за пределами городов, там, в глубине болот, лесов и непроходимых дорог. Что за лица, что за фигуры! Да, иному помогают воды Баден-Бадена, другому Париж и Франция, а третьему... сума, да свобода!». Живо откликаясь на зародившееся «хождение в народ», художник писал, что «сидя в центре... начинаешь терять нерв широкой вольной жизни; слишком далеко окраины, а народ-то, что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть... Тянет меня вон, вот как тянет!». Именно в народе Крамской видел главную силу жизни, открывая в нём для себя новый источник творческого вдохновения.

Созерцатель. 1876.jpg
«Созерцатель»
1876
Холст, масло
Киевский государственный музей русского искусства

Образы крестьян в произведениях И. Н. Крамского очень многообразны. Это и «Созерцатель» (1876 год, Киевский музей русского искусства), человек философствующий, искатель вечной истины, и пасечник, живущий единой с природой жизнью («Пасечник», 1872 год), и «Мужичок с клюкой» (1872 год, Таллиннский художественный музей) - проживший долгий безрадостный век, забитый старик-крестьянин.

Пасечник. 1872.jpg
Пасечник. 1872
Холст, масло. 63 x 49 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Есть и другие образы, такие, как полного внутреннего достоинства герой картины «Деревенский староста» («Мельник», 1873 год), или могучий суровый мужик на полотне 1874 года «Голова крестьянина» (Пензенская картинная галерея К.А.Савицкого).

Голова крестьянина. 1874.jpg
«Голова крестьянина»
1874
Холст, масло
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого


Полесовщик. 1874.jpg
«Полесовщик»
1874г
Холст, масло 84 x 62
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Но самым значительным произведением на народную тему стала картина 1874 года «Полесовщик». По поводу нее Крамской пишет П. М. Третьякову: «...мой этюд в простреленной шапке, по замыслу, должен изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом, и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время - они действуют в одиночку, где и как придется, но никогда не мирятся. Тип несимпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много, я их видел».

Мина Моисеев. 1882.jpg
«Мина Моисеев»
Этюд для катрины «Крестьянин с уздечкой».
1882г.
Холст, масло 56,5 x 45
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883.jpg
«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»
1883
Холст, масло
Киевский государственный музей русского искусства

В поздний период творчества художник также обращался к крестьянской теме. В 1882 году был создан «этюд русского мужичка» - портрет Мины Моисеева. В 1883 году - полотно «Крестьянин с уздечкой» (Киевский музей русского искусства). На этих двух произведениях мастер создал два диаметрально противоположных образа, написанных, тем не менее, с одной модели.

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

Вопреки политическому поражению демократической мысли в России 70-80-х годов 19 века, которая была буквально раздавлена режимом, русское демократическое искусство переживало беспримерно высокий подъем. В жизни Товарищества передвижных художественных выставок происходили значительные изменения, на первый план выходило творчество таких титанов русского изобразительного искусства, как И. Е. Репин и В. И. Суриков.
Иван Николаевич Крамской продолжал много и упорно трудиться. Не смотря на высокий авторитет, который имел художник среди современников, работать ему становилось все сложнее. Свидетельством тому может служить незавершенная за многие годы картина «Хохот», сама идея которой более не соответствовала потребностям общеста. В итоге, у Крамского остались лишь портреты.

В этот период художник, с присущим ему мастерством и психологизмом, пишет портреты И. И. Шишкина, выдающегося деятеля отечественной медицины С. П. Боткина и артиста В. В. Самойлова. Более того, Крамской не просто достойно выглядел рядом с более молодыми портретистами, такими, как И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко, но продолжал играть для них роль «учителя». А их полотна, в свою очередь, несли на себе отсвет искусства Крамского.

Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880.jpg
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880
Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881.jpg
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тем не менее, художник понимал, что ему надо куда-то расти, искать новые пути для своего творчества. Он пробует свои силы в парадном портрете, ищет новые световые и цветовые решения, задыхаясь, одновременно, под грузом постоянных заказов. Спеша как можно лучше обеспечить семьи и понимая, что силы его на исходе, Крамской метался между требующими времени творческими поисками и быстрым исполнением работы, что иногда приводило не к самому лучшему результату. Художник, пользовавшийся большим уважением и даже почетом, тяжело переживал эти неудачи.

Изменились требования, которые сама жизнь предъявляла к искусству, поэтому, и художественная система должна была измениться. В 1883 году в МУЖВиЗ молодой художник К. А. Коровин, ученик А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, написал этюд «Хористка», взяв для него непривычный мотив и весьма смелые живописные приемы. Даже Поленов, знакомый с творчеством французских импрессионистов, был поражен этим смелым экспериментом художника, решив, что он сильно опережает своё время. Однако вскоре близкий друг Коровина, В. А. Серов напишет свою «Девочку с персиками» (1887 год), превратив портрет двенадцатилетней Веры - дочери знаменитого московского промышленника С. И. Мамонтова, в лучезарный образ юности.

Стремясь ухватить суть новых веяний, Крамской пишет свою «Неизвестную» (1883 год) - одну из самых загадочных его картин.

Иван Николаевич Крамской: Неизвестная
«Неизвестная»
1883г.
Холст, масло 75,5 x 99
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Вот как описывает картину искусствовед Н. Г. Машковцев: «Молодая женщина изображена в коляске на фоне Аничкова дворца, выкрашенного в красный ржавый цвет. Этот цвет смягчен зимним туманом, так же как и контуры архитектуры. С тем большей отчетливостью выступает на первом плане женская фигура. Она одета со всей роскошью моды. Она откинулась на спинку экипажа, обитую темно-желтой кожей. В её лице есть гордость женщины, сознающей своё обаяние. Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам - бархату, шелку, меху. Темная перчатка, плотно охватывающая руку, как вторая кожа, тонкая и полупрозрачная, сквозь которую чувствуется живое тело, написана с какой-то особенной теплотой. Кто она, эта пленительная женщина, так и остается неизвестным».

Многие считают, что Крамской изобразил Анну Каренину, как символ нового положения женщины в обществе, такого, каким оно должно стать. У этой версии есть и сторонники и противники, но правильнее было бы предположить, что и художник И.Н. Крамской, и писатель Л.Г.Толстой, создавая свои женские образы, вложили в них нечто большее, нежели портрет конкретной женщины, а именно, своё представление об идеале современной женщины. Подобно Толстому, Крамской, защищая человеческое достоинство женщины, поставил перед собой задачу попытаться воплотить через видимую, «предметную», привлекательность модели своё представление о нравственно-эстетической категории красоты.

В 1884 году художник завершил свою картину «Неутешное горе», задуманную ещё в конце 70-х.

Неутешное горе. 1884.jpg
«Неутешное горе»
1884
Холст, масло 1884
228 х 141
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Сюжет полотна навеян личным горем мастера - смертью в раннем возрасте двух его младших сыновей. Через это произведение, имеющее необычайное для художника количество набросков и эскизов (показывающих, как важно оно было для Крамского), он передал собственное горе и горе своей жены - Софьи Николаевны. Вкладывая в картину много личного, глубоко сокровенного, живописец вместе с тем стремился максимально расширить и углубить её содержание. Точно и скупо отобранные элементы вводят нас в атмосферу дома, в который пришло большое горе, переданное, однако, весьма сдержанно, без мелодраматических излишеств, лишь красноватый отблеск похоронных свечей, мерцающий за портьерой, подсказывают его причину.

Композиционным и смысловым центром полотна является полный драматизма образ женщины. Ее напряженная прямая фигура, скорбный взгляд не видящих глаз, поднесенный к губам платок, свидетельствующий о едва сдерживаемых рыданиях, раскрывают всю глубину её страдания.
Такая психологическая выразительность образа не легко досталась художнику. «Я искренно сочувствовал материнскому горю», - писал Крамской П. М. Третьякову. «Я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме...». Именно строгая форма, достигнутая без ненужной театральности, позволила ему создать образ сильного духом человека, а монументальный строй полотна помог передать чувства и переживания, как драму личности, которую мастер пытается поднять до уровня большого общественного явления.

Надо отметить, что в отличие от портретов 70-х годов, в которых чувства героев Крамского были отмечены скорее печатью высокой гражданственности, персонажи поздних произведений живут в гораздо более замкнутом мире личных переживаний.

Письма Крамского своим друзьям рассказывают нам о том, каким тяжелым был для него последний период жизни. В 1883 году он пишет П.М. Третьякову: «...я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен...». В то же время, написано и письмо художнику П. О. Ковалевскому: «Я давно уже работаю в потьмах. Возле меня уже нет никого, кто бы, как голос совести или труба архангела оповещал человеку: «Куда он идет? По настоящей ли дороге, или заблудился?». От меня ждать больше нечего, я сам уже от себя перестал ждать».

Тем не менее, мастер работал вплоть до последнего своего дня. По пять часов в день он проводил портретные сеансы, постоянно вскрикивая от боли, но почти не замечая этого, настолько увлекал его процесс творчества. Так было и в последний день живописца. Чувствуя с утра прилив бодрости, он писал портрет доктора Раухфуса. Вдруг, его взгляд остановился и он упал прямо на свою палитру. Это было 24 марта

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887.jpg
«Портрет доктора К.А.Раухфуса»
1887г.
Холст, масло
Государственный Русский музей 1887 года.

«Я не помню сердечнее и трогательнее похорон!.. Мир праху твоему, могучий русский человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья», писал впоследствии И. Е. Репин о проводах в последний путь своего старого друга.

В том же 1887 году была организована большая посмертная выставка произведений великого русского мастера, сопровождавшаяся изданием подробного иллюстрированного каталога. А через год была опубликована и книга, посвященная жизни и творчеству Ивана Николаевича Крамского.

https://gallerix.ru/read/ivan-nikolaevich-kramskoy/
http://www.artsait.ru/art/k/kramskoy/main.htm
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=38

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Паводок

    20:14 15.04.2021 Александра Ковалева, фото: МЧС по Башкирии Эксперты Башгидрометцентра сообщили, когда будет пик половодья Глава…

  • Устарел ли марксизм?

    Сейчас меня начнут закидывать грязью со всех сторон, так как именно такая точка зрения сейчас очень у многих. Проще всего было бы запустить опрос,…

  • Карлос Саядян 18+ ( И немного гифок в тему)

promo kolybanov июль 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment