kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Элегантные пртреты кисти Елены Андреевны Киселевой (есть 18+)

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
Элегантные пртреты кисти Елены Андреевны Киселевой, ученицы Репина

Bo4kaMeda




Маруся. 1913
Холст, масло, 135 х 100
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского





Елена Андреевна Киселева (1878 — 1974) принадлежит к той плеяде русских женщин, имена и творчество которых украсили отечественное искусство начала XX века, и занимает достойное место, среди таких мастеров, работавших в портретном жанре, как Зинаида Серебрякова, Елизавета Крутикова, Анна Остроумова-Лебедева. Но имя художницы было забыто, а ее творческое наследие рассеяно по частным собраниям.
✂…</font>">



Автопортрет

Елена Киселева родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва. Семья была известной и прогрессивной: Андрей Петрович преподавал математику в Воронежском институте народного образования и на ряде курсов, много лет был членом Городской думы. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом (одновременно с национализацией усадьбы). С 1922 года семья живет в Ленинграде, где к тому времени уже осели младшие дети.


La belle Hortense 1908
Прекрасная Гортензия. 1908
Холст, масло, 147 х 112
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселева поступила на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге.

Естественно, дочь известного математика выбрала математический факультет. Однако стать педагогом ей было не суждено: в 1898 году, после перенесенного тифа, Киселева решает посвятить себя художественной стезе и становится студенткой Высшего художественного училища при Академии художеств. Двумя годами позже она поступает в Академию и учится в мастерской Ильи Репина. Одна из его любимых учениц, Елена Киселева в полной мере восприняла академическую, классическую школу своего наставника. В 1903 году Репин поручает Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.


Художница с зелёной вазой. Автопортрет. 1910
Холст, масло, 49 х 35
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В том же году художница впервые попадает за границу, во всемирную «Мекку» художников — Париж. Напитавшись новейшими тенденциями и привнеся их в свои работы, молодая художница не находит поддержки у себя на родине. Ее эскиз дипломной работы «Парижское кафе» был отвергнут Советом академиков с весьма нелестными отзывами. Тогда Киселева берет академотпуск и опять уезжает в Париж — «мятежная» академистка поступает в художественную школу художника и графика Эжена Каррьера. Намеренная «бедность» палитры Каррьера в творчестве Киселевой никак не отобразилась: ее работы ярки, художница работает с цветом и светом. В 1907 году она заканчивает Академию художеств с дипломной работой «Невесты. Троицын день».


Невесты Троицын день 1907

Групповой портрет крестьянских девушек в праздничных нарядах выполнен как этюд для работы над конкурсной картиной «Троицин день», задуманной под впечатлением народного гуляния в деревне Пиясово-Юраково под Воронежем.

Елена Киселева стала первой из женщин, закончившей Академию художеств, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей. Как писала одна из петербургских газет, «в ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам». Естественно, что она опять отправилась в Париж, где обучалась в Академии Родольфо Жюлиана. Далее была поездка по Италии, а в 1911 году художница вернулась в Россию.


Девушка в красном

Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников, на международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет «Дома», где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи.


У себя 1908
Холст, масло

Лучшим периодом в творчестве Елены Киселевой эксперты и историки считают 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно; известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.


Дачницы 1915
Холст масло

На парном портрете «Дачницы» изображены в момент отдыха Мария Андреевна и Вера Борисовна Киселевы. Написан в Куоккала в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты».

Одна из немногих работ Елены Киселевой, совмещающей портретный и анималистический жанры — портрет первого мужа художницы, Николая Перевертанного-Чёрного. Семейная жизнь у них не сложилась, однако после развода бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. А вот что Корней Чуковский, сосед Перевертанных по даче в Куоккале, писал о первом муже Киселевой: «Окончил Петербургский университет вместе с Блоком. Юрист. Красавец, с удивительным пробором. Раньше чем познакомиться с ним, я знал его лицо по портрету его жены, известной и талантливой художницы. Там он изображен с двумя породистыми французскими бульдогами — и имел вид норвежского посла или английского романиста. Чувствовалась культура, «порода»…"


Елена Киселева. Портрет Николая Перевертанного-Чёрного
Местонахождение неизвестно.

Впрочем, далее Корней Чуковский отзывался о супруге Киселевой весьма нелестно: «Когда я познакомился с ним, это оказался лентяй, паразит, ничего не читающий, равнодушный ко всему на свете, — кроме своего автомобиля, ногтей и пробора — живущий на средства своей жены — человек самовлюбленный, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Впрочем, Перевертанный-Чёрный был способен на любовь — к собственным собакам. А у Елены была насыщенная жизнь, полная творческих устремлений.



Как писала художница, «главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать». Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов. Характерное для Елены Киселевой искреннее увлечение цветом, наслаждение живописью, делают портреты художницы неотразимо притягательными. Своими яркими полотнами Елене Киселёвой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века.


Женскй портрет 1920

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных и прогрессивных людей; с Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась у Чуковских. Работая над портретом, в отличие от Бродского, Киселева отказывается от мечтательного и созерцательного образа: ее Любовь Бродская — очень привлекательная, очень живая. Но и здесь, как и на портретах кисти мужа — расписной платок (Любовь Бродская рисовала, занималась роспиьсю по ткани и была членом Союза художников).


Портрет дамы (портрет Любови Бродской). 1916
Холст, масло, 108 х 108
Частная коллекция

В 1917 году Елена Киселева переезжает в Одессу. Здесь она встречает своего второго мужа — Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже — ректор Новороссийского университета, Антон Билимович становится постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.


Портрет сына
Елена Андреевна Киселева
1925

Как и у Зинаиды Серебряковой, рубежом судьбы и творческих амбиций Елены Киселевой стала эмиграция: в феврале 1920 года художница выехала в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев — так тогда называлась будущая Югославия, — где профессор Билимович получил работу в Белградском университете. В отличие от Серебряковой, в эмиграции Киселева ни в чем не нуждалась: жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало куда как меньше, о чем она постоянно сожалела.


Портрет А. Д. Билимовича, мужа художницы

В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».

В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Окончательную точку в своем творчестве Елена Киселева поставила после кончины сына: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался. «Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.


На балконе 1910




Натурщица с зеленой вазой / A Model with a Green Vase, 1910




Натурщица. Этюд 1911








Завтрак. Портрет П. Е. Щеголева. 1911
Картон, пастель. 50 x 35 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Павел Елисеевич Щёголев, известный русский историк и литературовед-пушкинист, писатель и киносценарист, в юношеский годы в Воронеже был другом семьи Киселёвых. Портрет написан в Петербурге.


Портрет неизвестной в шали. 1910




Елена Киселёва «Женский портрет. Blange» 1912




Портре Татьяны Платоновой-Поздняк 1908




Розовый зонтик 1910




Ревность 1907




Портрет брата. Этюд 1890-е




Портрет Санди

До недавнего времени личность модели оставалась загадкой. Андрогинная внешность с молочно-белой кожей, томно опущенными веками и сочно-красными губами, краткое имя и модная одежда, подходящая как для дэнди, так и для решительной эмансипе, запутали дело. Предполагалось, что на портрете изображена некая малоизвестная актриса. Однако, на картине изображен шотландский художник Александр (Алекс, Сэнди) Стюарт-Хилл, успешный портретист, мастер символического пейзажа и дизайнер афиш.



Портрет А. К. Федяевского 1911




В ресторане. Париж 1910




Черногорка. 1920-е
Бумага на картоне, цветной карандаш, пастель, 30,2 х 21
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




Конавланка. 1920-е
Бумага на картоне, цветной карандаш, пастель, 30,2 х 21
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




Коновланка 1920




Прекрасные дамы. 1927
Холст, уголь, цветной карандаш, 98 х 66,2
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




В вагоне. 1916
Бумага, карандаш, 25 х 35
Частная коллекция
Слева внизу подпись: «A vendre» В вагоне 19 августа 1916 Железноводскъ




Сплетня. 1916
Бумага, карандаш, 25 х 35
Частная коллекция
Слева внизу подпись: «Сплетня» 19 августа 1916 Железноводскъ




Мечеть в Сараеве 1920-е
Бумага, цветной карандаш, пастель 21 х 30,5
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




Город Будва. 1920




Цветы




Выставка 2016




Афиша. Бал цветов 1903




Мать и дочь 1911




Прогулка




Базар в Будве 1920




Базар в Которе (Черногория) 1925




Воронежские крестьянки 1906




Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974)
Портрет Лизы (Елизаветы Константиновны Карякиной, рожденной Федяевской). 1909




Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974)
Портрет Лизы (Елизаветы Константиновны Карякиной, рожденной Федяевской). 1909




Портрет А. П. Киселева, отца художницы 1906




Портрет Александры Шварц, 1900-е





artchive.ru

.
https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post363362798//
https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post363407063/
https://to-priz.livejournal.com/166773.html
https://to-priz.livejournal.com/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment