kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Уфимский портрет (перепост, автор Михаил Роднов)

Автор - aramill_stells. Это цитата этого сообщения
Уфимский портрет (перепост, автор Михаил Роднов)

Когда появилась в нашем крае светская живопись? Путеводители славного Художественного музея имени М.В. Нестерова начинаются знаменитыми именами Тюлькина, Давлеткильдеева, Бурлюка из 1900-х годов. А неужто раньше в Уфе не было живописных произведений, своих художников?
 
Уже в XVIII столетии уфимские дворяне привозили картины, заказывали свои портреты. На аксаковских страницах встречаем рассказы о художниках-любителях, уфимские икoнописцы, обеспечивавшие сотни православных храмов тысячами икoн, брались за светские заказы. В Уфе и окрестностях располагались сотни дворянских поместий, гостиные, кабинеты, спальни, столовые которых украшались разнообразными живописными полотнами. Удивительный мир русской провинциальной художественной культуры вернул в выставочные залы России выдающийся реставратор и историк искусства Савелий Ямщиков (1938–2009). Его творческое наследие живёт, и в Интернете, например, советую поcмoтpеть выcтaвку «Купеческий портрет XVIII – начала XX века». А что осталось от уфимской живописи? Известны пять портретов первой половины XIX столетия, точно выполненных в Уфе.
 
Первый хранится во Франции. Летом 1814 года супруга служившего в Уфе гражданского губернатора М.А. Наврозова написала портрет военнопленного наполеоновской армии, французского хирурга Брюггемана, вылечившего их сына, и подарила свою работу врачу. Картина хранится у потомков хирурга и главный военный историк Башкортостана, разыскавший эту удивительную историю, Р.Н. Рахимов любезно предоставил обложку французского исторического журнала «Традисьон» с уфимской живописью.
 
Между прочим, это первая известная работа художницы-женщины, проживавшей в Уфе!
 
В 1818 году была создана вторая картина (из известных на сегодняшний день). Уфимское дворянство и купечество заказали портрет тогдашнего епископа Оренбургского и Уфимского Августина. С портрета были сделаны многочисленные гравюры, они были весьма распространены среди духовенства, в начале XX века историк Н. Чернавский увидел такую гравюру у оренбургского священника о. А.А. Невзорова, которую и поместил в свою книгу.
 
Третий уфимский портрет был создан в начале 1830-х годов, когда в Уфу прибыл очередной епископ Михаил. Это полотно висело в Уфе в Духовной консистории, его лично видел краевед Р.Г. Игнатьев и опубликовал в своей книжке о владыке (см. на сайте «Роднов и его друзья» восьмой том собрания сочинений Игнатьева).
 
Как и в предыдущем портрете, здесь явно чувствуется рука икoнописца. Вообще для российской провинции того времени было обычным сочетание светской и церковной живописи. Заказов было не так много и художники брались за все работы. Оба портрета не сохранились, судьба их не известна, но изображения картин, написанных точно в Уфе, можем видеть по литературе.
 
А вот четвёртый и пятый уфимские портреты по сей день хранятся в Уфе в частном собрании и ещё вчера были выставлены на продажу в одном из уфимских антикварных салонов. Художник Матвей Тимашевский, о котором вспоминал М.В. Нестеров, изобразил уфимского купца, городского голову Павла Васильевича Попова и его жену.
 
  
На обороте одного полотна указано: «Писалъ 6 iюня 1856 года Тимашевскiй». О художнике Тимашевском в журнале «Уфа» не так давно вышла заметка журналиста и краеведа А.Л. Чечухи.
 
Здесь мы уже видим профессиональную светскую живопись, с парадных портретов на нас спокойно, с достоинством глядят жители нашей любимой Уфы. Через полтора столетия! Это уникальные и самые ранние из известных (мне, по крайней мере) живописных работ, выполненных в Уфе. Если собственники полотен их ещё не продали, советую попридержать картины. Их цена только будет возрастать и украсит любую частную коллекцию, «казённый» музей, по моим сведениям, не пожелал их приобретать. Ещё раз подчеркнём, это первая (или одна из первых?) сохранившаяся в России уфимская живопись! История уфимской живописи XVIII–XIX столетий остаётся terra incognita.
 
Кстати, именно на середину XIX века приходится расцвет творчества первого профессионального художника, обучавшегося в Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, чьи предки (прадед) происходили из башкир (скоро выйдет сборник, где это доказано). Это Николай Петрович Ломтев (1817–1859), его портрет работы П.С. Шильдова Вы видите далее.
 
Уфимский портрет. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 38
В чертах лица явно проступают следы уроженца южноуральских степей.
 

Серия сообщений "ПОРТРЕТ":
Часть 1 - Портрет вел.кн. Константина Павловича выставлен в Художественном музее им. Нестерова
Часть 2 - «Всегда с улыбкой и широкими жестами, хохотун, он как бы всегда был счастливым. Коровин - это воплощение счастья жизни!»
...
Часть 12 - Брюллов Александр Павлович (1798-1877) - русский художник-портретист-акварелист и архитектор
Часть 13 - Дашковы. Славный род дворянский, в Рязанской да Уфимской губернии отмеченный... Ч.1.
Часть 14 - Уфимский портрет (перепост, автор Михаил Роднов)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments