kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

История одной картины. «Шубка» П. П.Рубенс 18+

Автор - Ольга-В. Это цитата этого сообщения
История одной картины. «Шубка» П. П.Рубенс


Рубенс Петер Пауль (1577-1640) "Шубка" ок.1638, дерево, масло, 176 x 83 см, Музей истории искусств, Вена, Австрия

Из темного фона узкого полотна вырастает свет­лая фигура молодой пышногрудой красавицы. Она изображена полуобнаженной, во весь рост, так, что голова ее немного не достает до верха картины, а ноги, остановившиеся в легком неза­вершенном шаге, почти касаются нижней грани полотна.

Формы тела, моделированные пластической мас­сой, образуют единый светящийся живописный поток.
Шея, волосы, кисть правой руки, икры ног мягко уходят в тень, как бы погружаясь в по­датливый мех. Горячий подмалевок и красные рефлексы в тенях как бы размывают границу между фигурой и окружением.

">
Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще боль­шей энергией возвратить его сверкающую поверх­ность глазу, дать восхититься голубыми полуто­нами груди, звонкой медью волос, оттенками бе­лого на драпировках и руках. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ.
Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству.
Тя­желая и темная масса шубы, контуры которой мягко сливаются с телом, с поблескивающим на манжетах золотым шитьем, еще более подчерки­вает такое естественное на первый взгляд, но, в сущности, очень непростое движение, поворот, делающий пышную женскую фигуру легкой и грациозной.
Рубенс, который особенно любил высоко подня­тую линию горизонта, на этот раз избирает точ­ку зрения снизу, так возвышающую его мо­дель.
Питер Пауль Рубенс — «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яр­кости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, — счастлив просла­вить своей кистью любимую жену, неподражае-<мую и единственно прекрасную Елену Фоурмен.
Любовь к ней столь велика, что здоровая фла­мандская чувственность художника преобра­жается в торжественное и благоговейное служе­ние ее земной красоте.
В «Шубке» стиль позднего Рубенса достиг пол­ной свободы и совершенства. Фигура Елены, со­всем мало освещенная, сама как бы излучает свет.
Цветущее тело написано тончайшими оттен­ками голубых, розовых, сероватых и палевых то­нов, сплавленных в единую жемчужную симфо­нию.
Техника живописи доведена до высшей сте­пени рафинированности: поверх основного розо­вого тона положены голубоватые и теплые зеле­новатые тени, а наиболее затененные места мер­цают красноватыми рефлексами. Каждый мазок, каждый нюанс необходим и безусловен.

Над входом в антверпенский дом Рубенса напи­саны слова римского поэта Ювенала: «В здоро­вом теле — здоровый дух».
Это изречение как нельзя более точно характеризует жизненное и творческое кредо фламандского живописца.
Под его радостной и виртуозной кистью античные и библейские легенды оживали и превращались в жизнеутверждающее, праздничное зрелище. Изо­билен живописный мир Рубенса.
Тела богов, лю­дей и животных, написанных в сложнейших ра­курсах, сплетаются в могучем потоке. Их тяже­лые, нерасчлененные массы движутся в безгра­ничном пространстве. Горячие тона его компози­ций еще более оттеняются голубым и бело-розо­вым мерцанием одежд и драпировок. В его неис­товых полотнах разверзаются небеса, трубят ан­гелы, земля цветет буйным весенним цветением, а из морской пучины появляются нереиды. 1610—1620 годы в творчестве самого блистатель­ного художника XVII столетия были временем особенно ярких его успехов.
Слава его быстро ро­сла, он не знал отбоя от заказов. Сын бур­жуа, он становится камергером правительницы Нидерландов эрцгерцогини Изабеллы, выполняет ответственные дипломатические поручения. XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. Новые буржуазные от­ношения расшатывали старый феодальный по­рядок почти во всех европейских странах.
В Ни­дерландах вся жизнь и вся культура еще дыша­ла воздухом недавней революции. И хотя юж­ная часть страны осталась под властью Испании, фламандские города стали средоточием интен­сивной экономической и общественной жизни. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи.
Идеально гармонический мир Ренессанса сменился пронизанным острей­шими контрастами, пышным и бравурным сти­лем барокко, передающим языком динамичных пластических форм сложные столкновения двух эпох, противоборство различных социальных сил. На смену ренессансному идеалу объективной гар­монии и ясности приходят поиски субъективного начала в человеке, который более не мыслится центром мира, его разумным венцом, а ощущает­ся частью стихийных природных сил.
Основой изображения делается экспрессивное движение масс, динамическое чередование световых и цве­товых пятен. Стиль барокко тяготел к натурали­стической передаче чувственного облика мира наряду с помпезностью и повышенной декоратив­ностью композиций.
Но художники XVII века при всем их пристрастии к театральным эффек­там умели передавать и тонкие душевные движе­ния, им не чуждо было лирическое переживание живой красоты окружающего мира. Фламандское барокко, главой которого был Питер Пауль Ру­бенс, отличалось особым чувственно-осязатель­ным восприятием мира. Рубенс, как никто дру­гой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоя­щую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля».

Но вот осталась позади полная блестящих триум­фов молодость. Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. В 1630 году, через четыре го­да после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глу­бин моего существа», пятидесятитрехлетний Ру­бенс решает жениться на своей шестнадцатилет­ней племяннице Елене Фоурмен. Вскоре после этого Рубенс добивается долгождан­ной отставки от дипломатических поручений. Те­перь он принадлежит только своему искусству и Елене.
Бесконечно он пишет и рисует ее, изобра­жая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. Но, наверное, наиболее полно его вос­хищение своей «идеальной моделью» запечатле­но в «Шубке» — последнем портрете Елены, ко­торый был написан Рубенсом в течение 1638— 1640 годов. Этот портрет — прославление жен­щины, не только физической, но и духовной ее красоты, которая для художника была такой же великой стихией, как огонь, воздух, вода, как земля родной Фландрии.

Дыхание напряженное, неравномерное, прерывистое, как мазок.

Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. Позвоночник – слегка изгибается и напряжен. Нога отставлена, в общем-то, она стоит на одной ноге, слегка опираясь на вторую; рука обхватывает грудь, непонятно зачем, ведь она ее нисколько не прикрывает, вторая рука едва-едва придерживает шубку.
Тело словно светится, хочется к нему прикоснуться, оно теплое, живое, нежное и мягкое, рыхловатое. Хочется погрузить руки в этот мягкий живот, прикоснуться к этой налитой чувственной груди, погладить или запустить руки в эти мягкие волосы.

Ритмы ломаные: практически нет параллельных линий. Шуба тоже материальна, хочется ее потрогать. Четко прорисованы коленные суставы, грудь, живот, пальцы рук и ног, шишечки у больших пальцев ног, складки на коже, подбородок.

Вообще такое тело само по себе должно быть тяжелым и материальным, но за счет контраста светящегося тела с темным фоном, появляется некотороя легкость, трепетность. Кокетство? Пожалуй, да. Во взгляде одновременно и невинность, и робость, и призыв, и ожидание. И нежность в румянце на щеках..


Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство — утонченней и задушевней. Со­здатель картин, полных преувеличенного пафоса и изобильных форм, в последние десять лет при­открыл свою душу в просветленных, дышащих монументальным, ясным приятием жизни полот­нах и рисунках.
Рубенс так любил эту свою работу, что в заве­щании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежа­щих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка».
Полотно — эхо его люб­ви к Елене, наполнившей счастьем последние де­сять лет жизни художника, — должно было всегда принадлежать ей. После его смерти Елена Фоурмент хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал ее обнаженной, но кардинал-инфант Фердинанд уговорил ее через духовника не делать этого.

Источник 1

Источник 2

http://femke.uol.ua/

 

Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - История одной картины. «Венера, утешающая Амура» Ф.Буше
Часть 2 - История одной картины. «Молочница» Ян Вермеер Дельфтский
...
Часть 12 - История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
Часть 13 - История одной картины. «Нарцисс, смотрящий в воду» К.Брюллов.
Часть 14 - История одной картины. «Шубка» П. П.Рубенс
Часть 15 - История одной картины. Бар в «Фоли-Бержер» Эдуард Мане
Часть 16 - История одной картины. «Игроки в карты» Лукас Хейгенс ван Лейден
...
Часть 32 - В.Д. Поленов "Московский дворик"
Часть 33 - Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1489 - 1490).
Часть 34 - Санти ди Тито (Borgo San Сеполькро, 1536 - Флоренция, 1603)

Серия сообщений "**по авторам (р)":
Часть 1 - История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
Часть 2 - История одной картины. «Шубка» П. П.Рубенс
Часть 3 - Луис Ройо (Luis Royo) (род в 1954).
Часть 4 - Гюбер Робер (Hubert Robert), 1733-1808
...
Часть 9 - Laurits Andersen Ring.
Часть 10 - Александр Ротхауг (Alexander Rothaug), 1870-1946
Часть 11 - Карл Рока (Charles Roka), 1912-1999.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment