kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Итальянский художник Амедео Модильяни (1884 - 1920). ПОРТРЕТ ЖАННЫ ЭБЮТЕРН

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Итальянский художник Амедео Модильяни (1884 - 1920). ПОРТРЕТ ЖАННЫ ЭБЮТЕРН


В том, что имя Амедео Модильяни окружено легендами, нет ничего удивительного. Своей судьбой, своим темпераментом, обаянием своей личности он как будто уже был создан для этого. У него было сердце врожденного художника, поэтому жизнь А. Модильяни, его судьба и живопись были проникнуты единым смыслом. Он жил собой, своим временем и своим искусством, ничего не делал напоказ и потому при жизни почти не знал успеха.

000001.jpg

Время создания лучших работ Амедео Модильяни — вторая половина 1910-х годов, когда Европа переживала такие перевороты и потрясения, какие ей до того еще не приходилось переживать. Весь мир трясла Первая мировая война, смерть стала обыденным явлением, а трагедия почти обязательностью. Искусство металось во множестве неразрешимых проблем, его тоже трясло и бросало в разные стороны с той силой и энергией, какую мог иметь только новый XX век.



Амедео Модильяни начал писать в самом начале 20-го столетия, в период самых смелых дерзаний в искусстве. Но он не примкнул к «диким» и не стал кубистом, хотя дружил с поэтом Г. Аполлинером и долгие часы проводил в знаменитом кафе «Ротонда» рядом с П. Пикассо и А. Леже. Не стал он и футуристом, а, испытав влияние П. Сезанна, сделал из художественных опытов великого француза свои собственные выводы.

Рожденный в итальянском городе Ливорно, Амедео Модильяни попал в Париж уже в 22-летнем возрасте и всегда сохранял верность своей любимой Тоскане.
Верность эта заключалась не в том, что он часто вспоминал свой родной город, а в том, что в его творчестве и в нем самом всегда жила мечта об Италии, о Возрождении, о С. Боттичелли, о флорентийских мастерах конца XV века.
Но мечты о возвышенной гармонии оставались для А. Модильяни только мечтами, ибо потрясения века не могли не затронуть эти мечты. Художник был слишком архаичен для тех, кто во что бы то ни стало стремился открывать все новое, и слишком непонятен для обывателей. В этом заключалась одна из причин непризнания Амедео Модильяни, но в этом же состояла и причина той прочной устойчивости его славы, которую она приобрела после смерти художника.

Он не писал пейзажи и натюрморты, самые модные в то время жанры были для него исключены. Он писал портреты, и женщины на его полотнах чаще всего погружены в тихое инобытие, отделенные от реальной жизни своей поэтической грустью.
В портретах А. Модильяни всегда присутствует сам художник со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне. Но, кроме художника, в этих полотнах живут характеры самих моделей.
Можно даже сказать, что в XX веке редко кому удавалось изобразить характер портретного образа, как Амедео Модильяни. Он сажал свои модели на стул или в кресло, складывал их руки на коленях или на бедра, иногда позволял смотреть на художника, как в объектив фотоаппарата, и погружал их в медленное движение чувств.

Madame Georges van Muyden - 1917 - Museu de Arte Assis Chateaubriand - Painting  oil on canvas.jpg
Madame Georges van Muyden - 1917 - Museu de Arte Assis Chateaubriand - Painting oil on canvas
Readhead Wearing a Pendant - 1918 - PC - Painting - oil on canvas.jpeg
Readhead Wearing a Pendant - 1918 - PC - Painting - oil on canvas

Как художник, А. Модильяни не хотел знать ничего, кроме человека. Больше его не занимало ничто: ни деревья, ни бульвары, ни море, ни солнце, ни синие туманные дали. Зато он рисовал многочисленных посетителей кафе, делая до сотни рисунков в день, покрывал свои холсты изображениями знакомых, писал простолюдинов, натурщиц, детей, людей искусства или близких искусству.

В жанре портрета А. Модильяни развил свою неподражаемую творческую манеру, свой живописный канон. Эту свою художественную манеру, после того как нашел ее, он не менял. Художник только усугублял, варьировал и углублял ее, пока не превратил в индивидуальный канон и не осознал как «путь», как художественную идею. Идею портрета А. Модильяни нашел, когда написал женщину с длинной шеей.
Lunia Czechowska - 1917-18 - PC - Painting  oil on canvas.jpeg
Lunia Czechowska - 1917-18 - PC - Painting oil on canvas
Portrait of Anna Zborowska - 1919 - PC - Painting - oil on canvas.jpeg
Portrait of Anna Zborowska - 1919 - PC - Painting - oil on canvas

Его картины содержат гораздо больше, чем это открывается суетному взгляду. При беглом рассматривании отмечаешь всего лишь характерное лицо, зачастую напоминающее плоскую маску: миндалевидные глаза, нос лопаточкой или с легким изгибом, небольшой рот с поджатыми губами (причем все это на суженной до предела голове), шея — или удлиненная, или вовсе отсутствует... Наконец, звонкие, яркие, хотя и несложные краски, положенные со сдержанностью, совершенно не свойственной большинству других художников.

Но при более пристальном взгляде в портретных полотнах Амедео Модильяни проявляется и многое другое. Все его модели наделены индивидуальностью, причем делается это чрезвычайно скупыми, но точными художественными средствами: легким наклоном головы модели, изменением положения рук, линии носа, очертания рта — иронического, угрюмого или чувственного.


Woman of Algiers (also known as Almaisa) - 1917 - Museum Ludwig - Cologne - Painting - oil on canvas.jpeg
Woman of Algiers (also known as Almaisa) - 1917 - Museum Ludwig - Cologne - Painting - oil on canvas

Woman with a Black Tie - 1917 - Fujikawa Galleries - Painting - oil on canvas.jpeg
Woman with a Black Tie - 1917 - Fujikawa Galleries - Painting - oil on canvas


Упрек, что все портреты Амедео Модильяни на «одно» лицо, теряет смысл, когда смотришь на портрет Жанны Эбютери. В своей монографии о творчестве художника В. Виленкин сообщает, что Жанна и Амедео встретились и познакомились в июле 1917 года на карнавале. В это трудно поверить, уж очень не вяжется с карнавалом облик тогдашнего Амедео Модильяни.
По другой версии художник впервые увидел Жанну Эбютерн в Академии Коларосси и сразу же обратил внимание на маленькую шатенку с тяжелыми косами, отливавшими темным золотом, и прозрачно-бледным лицом.
Вскоре Жанна Эбютерн стала его женой и разделила с художником все трудности и невзгоды его неустроенной жизни. На их долю выпали томительные годы нищеты и всевозможных мытарств, гораздо больших, чем для живущих рядом с ними обывателей. К житейским невзгодам прибавлялись еще муки творчества Амедео Модильяни, но Жанна Эбютерн вся была в нем, безропотно, как должное, принимала все, что было для него привычным.

Jeanne Hebuterne (also known as In Front of a Door) - 1919 - Private collection - Painting - oil on canvas.jpg
Jeanne Hebuterne (also known as In Front of a Door) - 1919 - Private collection - Painting - oil on canvas

Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей — одна из последних работ А. Модильяни, возможно, самая последняя. У Жанны заметны признаки будущего материнства, она во время написания портрета, действительно, ждала второго ребенка.
Этот портрет считается одним из лучших произведений А. Модильяни. Он содержит в себе то, что называется «чисто тосканской элегантностью».
Страдающая, но терпеливо несущая свой крест женщина изображена с теплотой и сочувствием к ее по-детски наивному уходу «в себя», к ее попытке отгородиться от враждебного внешнего мира. Одухотворенность образа Жанны Эбютерн достигает в этом портрете небывалых высот. В последних работах А. Модильяни вообще «мало что изменилось с точки зрения формы или техники: мы видим лишь более глубокое проникновение в саму сущность человеческих переживаний, и это придает картине особую целостность».

Если на портрете Жанна Эбютерн кажется хрупкой, беззащитной и обреченной, то такой она была при любых обстоятельствах. Когда А. Модильяни умер в больнице, она подошла к телу своего Амедео одна и долго смотрела на него. Вернувшись домой, она не плакала, но все время молчала. А на рассвете, в четыре часа утра, Жанна Эбютерн выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть. Вместе с ребенком, которому суждено было погибнуть, не родившись...

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov july 2, 02:56 90
Buy for 50 tokens
Отсюда Реально, даже если это не прописано в Законе, экзит-полы до окончания голосования обнародовать некорректно. Сейчас посмотрел, голосование по поправкам закончилось, а экзит - полов обнародовано очень мало. Ну вот решил присоединиться и устроить опрос-экзит пол. Сделаю его анонимным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments