kolybanov


Журнал обо всём

Советский Человек достоин бессмертия


Previous Entry Share Next Entry
Давид Давидович Бурлюк (29.07.(09.08.)1882 - 15.01.1967)
kolybanov

Фотография отсюда

Веер весны


Посв. Сам. Вермель

Жемчужный водомет развеяв,
Небесных хоров снизошед,
Мне не забыть твой вешний веер
И примаверных взлетов бред…
Слепец не мог бы не заметить
Виденьем статным поражен:
Что первым здесь долине встретить
Я был искусственно рожден.

1916



В целях поддержки конкурса ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ (пожалуйста не забудьте посмотреть работы и проголосовать по адресу:http://artrb.ru/ ) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Сегодня совершенно невероятный и эпатажный художник (и поэт), один из отцов русского футуризма, друг моего любимого поэта Владимира Маяковского Давид Бурлюк. Оказывается, несмотря на то, что давно этот факт не скрывается, до сих пор мало кто знает, что Давид Бурлюк стоял у начал изобразительного искусства Башкирии.

Биография отсюда
Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905
Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907
17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906
18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907
35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907
Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907
Стефанос. Москва, 1907/1908
15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908
Звено. Киев, 1908
36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908
Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908
Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909
Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909
Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909
Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909
Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910
Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910
Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.
Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918
Выставка нового художественного общества. Мюнхен, 1910
Der Blaue Reiter (Синий всадник). Мюнхен, 1911, 1912
Салон П. Касирера. Берлин, 1911
Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912
Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912
15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912
Современная живопись. Екатеринбург, 1912
Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913
3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913
35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913
Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913
Салон Независимых. Париж, 1914
Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914
Выставка картин левых течений. Петроград, 1915
Выставка живописи. Москва, 1915
Мир искусства. Петроград, 1915
Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916
Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916
Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916
Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917
1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918
24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918
7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918
Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919
Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920
Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921
Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922
Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923
Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923
Международная выставка. Филадельфия, 1926
Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928
Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. Голос Импрессиониста в защиту живописи. Киев, 1908
Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910
Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913
Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916
Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917
Лысеющий хвост. Курган,1919
Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924
Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925
Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926
Морская повесть. Нью-Йорк, 1927
По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927
Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927
Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928
Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929
Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930
1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910
Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910
Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912
Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912
Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913
Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913
Требник троих. Москва, 1913
Дохлая луна. Москва, 1913
Затычка. Херсон, 1913
В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)
Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.
Молоко кобылиц. Херсон, 1914
Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914
Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914
Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914
В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914
Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915
Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915
Стрелец 1. Петроград, 1915
Четыре птицы. Москва, 1916
Московские мастера. Москва, 1916
Стрелец 2. Петроград. 1916
Газета футуристов. Москва, 1918
В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924
Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924
Красная стрела. Нью-Йорк, 1932
Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913
К приезду Маринетти. Декларация группы "Гилея" // Новь, 5 февраля 1914
О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2
Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6
Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920
От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920
Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920
Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924
Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924
Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924
Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966

С огромным удивлением узнал (АК), что Д.Д. хотя и эмигрировал в США, но всю жизнь был настроен просоветски (а с другой стороны как мог быть настроен отец футуризма, один из основателей русского авангарда и революционер в искусстве???) Интересно, что он всю жизнь считал родной период своей жизни самым плодотворным и часто потом повторял оставленные здесь работы. Совершенно неисповедимыми путями 37 работ не выбросили тогда куда-то в помойку, не растопили ими печку (а хранились они на станции Иглино под Уфой), а привезли на телеге в Уфу и отдали в музей. Странно, но автор помнил о них, знал что они здесь хранятся (но не выставляются) и даже присылал в музей свои книги с дарственными надписями. Ну американцы богатые - там есть музей Бурлюка в Бруклине. У нас нет такого музея, работы Бурлюка разбросаны по России - матушке и даже нормальные репродукции работ из своего родного музея им. М.В. Нестерова найти не удалось. Но всё-таки есть память и есть это небольшое собрание его работ в Уфе. Все почему-то обращают внимание на то, что цена этих работ должна быть запредельна. Для Башкирии это не только доллары, это начало Башкирского изобразительного искусства. Д.Д. входил в Уфимский художественный кружок вместе с нашими основоположниками.  Да Д.Д. Бурлюк один из рекордсменов по работоспособности,он написал около 20000 картин (а если вспомнить, что он поэт и критик, то работоспособность этого человека была поистине беспредельна)

Фотографии работ из художественного музея им. М.В. Нестерова отсюда

IMG_9712.JPG

Голова молодой женщины в шляпе. 1917. Холст, масло

IMG_9714.JPG

Татарская деревня. 1915-1917. Холст, масло

IMG_9716.JPG

Девочка-татарка. 1918. Холст, масло

IMG_9718.JPG

Цветущие яблони. 1917. Холст, масло

IMG_9720.JPG

Терраса. 1917. Холст, масло

IMG_9723.JPG

Казак-мамай. 1916. Холст, масло

IMG_9725.JPG

Радуга. 1916. Холст, масло

IMG_9727.JPG

Портрет женщины в голубом. 1915-1918. Холст, масло

IMG_9732.JPG

Одинокая лачуга. 1918. Холст, масло

IMG_9734.JPG

Женский портрет. 1915-1918. Холст, масло

IMG_9736.JPG

Натурщица. 1915-1918. Холст, масло

IMG_9738.JPG

Деревня. 1915-1918. Холст, масло

IMG_9740.JPG

Портрет молодой женщины в шляпе. 1915-1918. Холст, масло

IMG_9742.JPG

Портрет женщины в желтом платье. 1917. Холст, масло

IMG_9744.JPG

Расцветшая сирень. 1918. Холст, масло

IMG_9745.JPG

IMG_9746.JPG

Портрет молодого башкира. 1917. Холст, масло

IMG_9730.JPG

Зал Бурлюка в музее М.Нестерова украшает скульптура Ф.Нуриахметова (Салиравия) «Футурист Давид Бурлюк». 1999. Мрамор, латунь.
Как можно видеть, у Д.Д. не было левого глаза. Это ему в детстве при игре выбил брат. Впоследствии это обстоятельство стало частью его стиля.

Светлая память!


Ну и куда же без загадки. Сегодня совсем уж простая и даже ответы закрывать не стану. Что намеревался сделать Давид Бурлюк с друзьями с Пушкиным, Достоевским и Толстым???




promo kolybanov january 1, 03:34 55
Buy for 30 tokens
https://newsland.com/user/4297785006/content/s-novym-godom-s-novym-prezidentom/6145650?_utl_t=lj С Новым годом — с новым президентом! : Политика Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости. С Новым годом — с новым президентом! 13:43 Вчера в рубрике Политика…

  • 1
Одно слово - футуризм.

Вообще впервые слышу - Бурлюк! )

Один из основателей авангардизма и друг Маяковского

Что-то есть в этих картинах такое... вот вроде бы на первый взгляд некоторые не очень хорошо написаны, но тем не менее хочется смотреть и рассматривать.

Колорит очень интересный

женщины ему особенно удавались

Для малоизвестных художников вполне ничего!

Что-что??? Да вообще-то это не просто известный, а чуть ли не один из самых известных художников в мире. Например он куда известнее в мире чем Репин.

Это кто сказал?

Мне очень интересно, кто в Америке, Европе знает Репина? Специалисты. У нас конечно, Репина знают все, пусть по картине БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ или Иван Грозный убивает своего сына. Но вот музей Бурлюка в Америке есть а музея Репина нет. Хотя как это измерить не знаю

Репостнул и другие ПЕРЕРЕПОСТНУЛ. Ко мне, Андрей, загляните))))

Сбросить с корабля современности.

Конечно:-))) Но не сбросили, потом ещё и внимательно перечитывать начали

  • 1
?

Log in

No account? Create an account