kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Русские художники - Пимен Никитич Орлов

Автор - TimOlya. Это цитата этого сообщения
Русские художники - Пимен Никитич Орлов

Русские художники - Пимен Никитич Орлов

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Автопортрет

Пимен Орлов родился на хуторе Мало-Хвощеватый Острогожского уезда Воронежской губернии в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. Родители, однако, желали, чтобы сын продолжил семейное дело и не разделяли увлечение своего ребенка, к тому же из-за бедности крестьянская семья и не могла позволить сыну серьёзно учиться живописи.
Однако юный Пимен твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В подростковом возрасте он уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Малярами в то время называли не только тех, кто красит дома, стены и заборы, но и художников-самоучек, не имевших никакого специального образования. Многие маляры ходили из селения в селение, предлагая свои услуги как по простой покраске полов, стен, заборов и т. п. так и по художественному оформлению вывесок, афиш, рекламных плакатов и т. п. Опытные маляры часто получали заказы по росписи сельских храмов, декоративной росписи стен комнат помещичьих усадеб и помещений в общественных зданиях. Писали они и картины по заказам провинциальных помещиков и других состоятельных людей.
Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835/ Эрмитаж
***
Переходя вместе с маляром из селения в селение и принимая участие в исполнении заказов, Пимен постепенно осваивает азы живописи. Желая совершенствоваться в мастерстве, Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков. Случай однажды свел его с местным предводителем дворянства Гладким, который, ознакомившись с искусством Пимена Никитича, счел не бесполезным отправить его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году.
Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская
***
В течение следующих трех лет Пимен Орлов учится в Академии в портретном классе К. П. Брюллова. Выбор жанрового направления был не случаен. Карл Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом, картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное изображение было велико. Многие живописцы подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, в студенческие годы вынужден был зарабатывать на жизнь собственным творчеством и портреты в стиле Брюллова позволили Пимену Никитичу иметь достаточно средств к существованию. Из работ студенческой поры наиболее удачными являются портреты Олениной и полковника князя Голицына.
Неаполитанка. Холст, масло. 99 x 77 см. Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко
****
Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени.
В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен и званием свободного художника.
В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненным в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода
Княгиня Елена (Лина) Николаевна Гагарина, ур. Гурьева (1825-1907), дочь дипломата графа Н. Д. Гурьева, с 1842 года жена князя Николая Николаевича Гагарина (1821-1902).
***
Только в 1848 году Пимену Никитичу удалось прислать в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье», за которую ему, по ходатайству Академии, обратившей внимание императора Николая I на то, что Пимен Никитич хочет себя посвятить исторической живописи, была назначена на год пенсия в 300 руб.
В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им.
Итальянка с цветами. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.
*****
Орлов останется в Италии ещё на 16 лет. За это время он напишет множество мастерски выполненных картин: «Октябрь месяц в Риме» (в двух редакциях: «Итальянское Утро» и «Сцена из римского карнавала»); «Девушка, прогуливающаяся по Porte d’Anzio»; «Обет Мадонне», «Возвращение с жнитвы» и «Ave Maria», портреты великой княгини Ольги Николаевны, госпожи Третьяковой и др. Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме и был довольно известен итальянской публике. Местные критики очень тепло отзывались о его работах. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи.
На Родину художник так и не вернулся — он умер в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131; МК.
«Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово», 1847, Государственная Третьяковская галерея.
***
Художественное наследие П. Н. Орлова
 
Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.
Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако и в России они пользовались спросом — картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены императором Николаем I, «Раскаяние бандита» приобрел для своей коллекции собиратель Шулепников.
В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и другие.

«Октябрьский праздник в Риме», 1851, Государственная Третьяковская галерея..

«Сцена из римского карнавала», 1859, Государственный Русский музей.

«Напутствие великого князя Михаила Тверского», 1847, Тверская областная картинная галерея.

Бибиков Сергей Дмитриевич (1828 - не ранее 1855), сын Дмитрия Гавриловича и Софьи Сергеевны Бибиковых.

Баратынская Анна Давыдовна (1814—1889)

Анна Алексеевна Окулова (1794-1861)-гувернантка вел. кн. Ольги Николаевны, камер-фрейлина Высочайшего Двора.

Портрет Евдокии Петровне Соколовой

Иван Алексеевич Орлов (1795-1874)

Н.П. Панина

Наталья Николаевна Демидова (1819—1876), жена Карла Яковлевича Багговута, незаконная дочь Н. Н. Демидова.

Наталья Владимировна Оболенская (1820-1895), дочь В.П.Мезенцева (1779-1833) и внучки Суворова, графини В.Н.Зубовой(1800-1863); супруга внука поэта Ю.А. Нелединского-Мелецкого, князя Сергея Александровича Оболенского (1819-1882), принявшего имя Оболенского-Нелединского-Мелецкого.

Девушка с веером (портрет Домники Ивановны Щулепниковой (ум. 1889)

Иван Александрович Балашов (1816-1841)

Портрет великой княгини Анны Павловны

Убийство Михаила Тверского

Огарева Мария Львовна (около 1817-1853), дочь помещика Л.Я.Рославлева, племянница пензенского гражданского губернатора А.А.Панчулидзева. С 1836 года жена поэта Н.П.Огарева (1813-1877).

Соллогуб Софья Михайловна, ур. Виельгорская (1820-1878), дочь графа Виельгорского М.Ю. (1788-1866), жена писателя В.А.Соллогуба.

Софья Васильевна Орлова-Денисова (1817-1885), жена Влад.Петров.Толстого (1805-1875)

Софья Николаевна Карамзина (1802-1856), фрейлина, дочь Н.М.Карамзина.

Портрет Лориса  Мелюкова с женой и итальянским мальчиком

Портрет графа де Кампанари.

Портет итальянского мальчика-пастуха с флейтой

Портет итальянскй девочки-пастушки с бубном.

*****

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

 

Серия сообщений "***Русские художники2":
Часть 1 - Владимир Егорович Маковский.
Часть 2 - Русский художник-Константин Егорович Маковский
...
Часть 18 - Сомов Константин Андреевич Часть 3./ Русская живопись
Часть 19 - Граф Фёдор Петрович Толстой
Часть 20 - Русские художники - Пимен Никитич Орлов

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov июль 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments