kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Репин Илья Ефимович. "Портрет Цезаря Антоновича Кюи" 1900

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Репин Илья Ефимович. "Портрет Цезаря Антоновича Кюи" 1900



Цезарь Антонович Кюи - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Репин И.Е. Портрет Цезаря Антоновича Кюи 1900Автолитография. 24,5 х 21,4Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Портрет Цезаря Антоновича Кюи, 1900
Автолитография. 24,5 х 21,4
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.

«Портрет Ц.А.Кюи» – характерный пример автолитографии, где Репин, работая литографским карандашом, остается верен приемам работы графитом. Известно, что с 1890-х гг. в рисунке Репина преобладает эскизная манера: в хаосе линий и растушевок проявляется или, другими словами, «нащупывается» форма.

В 1890г. Репин написал живописный портрет Кюи, сидящего в кресле. В рассматриваемой автолитографии он изобразил его погрудно, передав характерный для Кюи жест меланхолии и скепсиса: рука, подпирающая голову. Композиция портрета диагональная: за счет выдвинутого вперед локтя и разворота плеч создается впечатление, будто фигура изображенного надвигается на зрителя. Это чувство усиливается прямым взглядом из-под чуть скосившихся очков. Репин также активно использует прием контраста на уровне техники: плавные круглящиеся линии, короткие штрихи применяет в рисунке головы и изящной руки композитора-критика, наоборот резкие, угловатые и лохматые широкие движения литографского карандаша присутствуют в складках и форме военного кителя, который кажется ему немного великоватым. В отличие от автолитографий В.Серова, который часто несколькими линиями намечал фигуру и руки портретируемого, акцентируя внимание на лице, Репин стремится заполнить все пространство листа, выдержать некоторые тональные соотношения.

Темно-серый литографский оттиск отличается от настроения более раннего живописного портрета: усложняется образ и характер без лоска и мягкости цвета. Репин сделал живописный портрет Кюи на рубеже карьеры музыкального критика: с 1875-х гг. взгляды Кюи, пропагандировавшего принципы народности в музыке, устаревают. Портретная автолитография совпала с угасанием творческой активности композитора на рубеже 1900-х гг.

http://virtualrm.spb.ru/node/2583

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov july 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments