kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Микалоюс-Константинас Чюрленис. Жертвенник [1909]

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Микалоюс-Константинас Чюрленис. Жертвенник [1909]



Микалоюс-Константинас ЧюрленисЖертвенник  [1909]Бумага, темпера. 59,5 х 59,5.
Микалоюс-Константинас Чюрленис
Жертвенник [1909]
Бумага, темпера. 59,5 х 59,5.

Происхождение архитектурных форм Микалоюса Константинаса Чюрлениса можно в равной степени соотнести и с Востоком, и с различными древними цивилизациями – от Мессопотамии и Египта до Центральной Америки (майя, инки, ацтеки). Но в сознании художника выстраивалась и его собственная, ни на что непохожая архитектура, как будто он видел перед собой некую давно исчезнувшую Атлантиду и стремился вновь и вновь ее воссоздавать.

Изображенный на этой картине жертвенник – одно из наиболее величественных сооружений "архитектуры Чюрлениса". И в противоположность многим его архитектурным композициям, где башни, крепости, города погружены в забвение, этот жертвенник живет и "действует": он курится возносящимся к небу ритуальным дымом, который идет от огня, горящего на верхней площадке величественного алтаря.



На поверхностях его – яркая, то есть как бы не потускневшая от времени роспись. Зритель смотрит на жертвенник с высокой точки, открывающей взгляду земную поверхность, – так, как она видна из окна самолета, когда суша превращается в подробную географическую карту с извилистыми лентами рек, явственной линией морского берега и далью моря, заполняющего все поле зрения, так что для небес остается лишь узкая полоса.

Изобразив жертвенник "действующим", художник позволяет зрителю видеть некоторую подробность из жизни воображаемой и, по-видимому, весьма далекой от нас цивилизации. Но деталь, не сразу заметная, как то нередко у Чюрлениса, вдруг требует сближения с нашим, новым временем и с нашей цивилизацией: в устье реки (в левой части картины) видны дымки пароходов. Таким образом, некое мифическое сооружение соединено здесь с реальностью современного мира, который в творчестве Чюрлениса отсутствует полностью. Поэтому в контексте его работ "Жертвенник" – явление совершенно исключительное.

Любой, кто знаком с работами Чюрлениса, легко увидит, что на восьми обращенных к зрителю плоскостях жертвенника художник изобразил как бы восемь отдельных своих картин. Этот прием помещения "картин в картину", необычный сам по себе, примечателен еще и потому, что все картины – фрески жертвенника – состоят из образов, уже использованных Чюрленисом ранее.

Здесь представлены: антропоморфные башни из "Демона" (1909), лестница с ангелами из "Ангела" (1908-1909), всадник из "Города" (1908-1909), стрелец из "Прелюда и фуги" (1908), фигурка на краю обрыва и крылатый лев из "Зодиака" (1907), дракон из "Путешествия королевича" (1907) и "Сонаты весны" (1907), флажки из "Сонаты весны" (1907), солнца на вершинах остроконечных сооружений из "Сонаты пирамид" (1907-1909). Воображению зрителя дается право представить, что и на невидимых плоскостях огромного жертвенника должны бы быть те же мотивы – живописные самоцитаты Чюрлениса. Это попытка запечатлеть свой образный словарь, оставить на стенах жертвенника в виде его фресок свою "творческую энциклопедию" – это попытка оставить самого себя.

1909 год, когда писалась картина "Жертвенник", был последним творческим годом Чюрлениса, болезнь, а с ней творческое бесплодие ждали его, и он знал, что "черное солнце" уже накрывает его своей тьмой. Земной путь завершался. В 1907 году он изобразил его в триптихе "Мой путь" как восхождение, взлеты и падения с высот. Теперь же он был готов изобразить свой путь как то, что успел он сделать в живописи. И тогда "Жертвенник" – это путь, пройденный им в искусстве. А если это так, то это он, Художник, воскурил на вершине воздвигнутого им над миром алтаря божественный огонь. И символический смысл этой одной из последних его работ может читаться как гордые слова Горация:

"Exegi monumentum"

и Пушкина:

"Я памятник воздвиг себе нерукотворный".


http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0236/p0236.htm
http://www.rodon.org/art-080429140228

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov июль 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments