kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Categories:

Микалоюс-Константинас Чюрленис Сотворение мира. XI [1905-1906]

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Микалоюс-Константинас Чюрленис Сотворение мира. XI [1905-1906]



Микалоюс-Константинас ЧюрленисСотворение мира. XI  [1905-1906]Цикл I-XIII. 1905-1906. Бумага, темпера. (35,5 x 30,5) х 13. Музей им. М.-К. Чюрлениса, Каунас
Микалоюс-Константинас Чюрленис
Сотворение мира. XI [1905-1906]

Цикл I-XIII. 1905-1906. Бумага, темпера. (35,5 x 30,5) х 13. Музей им. М.-К. Чюрлениса, Каунас

Чюрленис жил музыкой – оставался профессиональным музыкантом и композитором, преподавал фортепиано и живопись его всегда отражала не только его музыкальность, но отражала, в сущности, его жизнь внутри музыкальных звучаний – внутри ритма, внутри мелодии, внутри гармонии и тембра.



В письме брату (от 20 апреля 1905 года) есть перечисление композиций, которые художник написал в предыдущие несколько месяцев. Это перечисление, в котором упоминаются и работы, сегодня утерянные, заканчивается строкой: «Да будет» — цикл из 13 картин (очень хорошо)».

Оценив эти картины ремаркой «очень хорошо», Чюрленис далее пишет: «Последний цикл не окончен, я задумал писать его всю жизнь, конечно, постольку поскольку в дальнейшем будут новые мысли. Это сотворение мира, только не нашего, в соответствии с Библией, а какого-то другого мира – фантастического. Хочу сделать цикл по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли».

Цикл так и остался «не окончен», и число его картин не увеличилось. Но чуть позже Чюрленис повторил эти 13 небольших листов, и на сегодняшний день существует история двух циклов на одну и ту же тему. Первый из них, о котором идет речь в приведенном письме и называвшийся «Да будет», был исполнен пастелью. Известно, что именно этот цикл был выставлен в Петербурге в апреле 1906 года. В том же году художник сделал повторение 13 картин цикла в темпере и назвал его «Сотворение мира». Символический призыв «Да будет!», уступив место другому названию, остался, тем не менее, в виде надписи на польском языке в одной из первых по порядку картин цикла. Было ли повторение точным копированием в темпере первого – пастельного цикла или мы имеем дело с несколько измененным или совсем новым вариантом, сказать наверняка нельзя.

Второй, известный нам темперный вариант был куплен Б.Вольман, от нее он попал в Галерею Чюрлениса, где и экспонируется сейчас. Порядок нынешней развески, как и принятая нумерация картин этого цикла в альбомах репродукций, не соответствует первоначальной. Еще в 1926 году была опубликована фотография интерьера Первой литовской художественной выставки, где можно видеть, как там были развешаны первые картины «Сотворения мира». Цикл открывался листом с надписью «Да будет!»

Циклические работы Чюрлениса часто дают повод для построения трактовок, основанных именно на каком-то определенном «чтении» цикла картин от начала к концу. Чюрленис признавался в тoм, что он хотел бы писать этот цикл всю жизнь, написать по крайней мере 100 картин. Трудно представить себе, что он при этом думал о каком-то последовательном сюжете, в котором сто картин сложились бы в долгий, подробный рассказ о процессе творения. Символическое мышление вообще, и Чюрлениса в частности, противоречит такого рода предположению: недосказанность и непроявленность – будь то образ или событие – являются в таком мышлении основным признаком.

Хотя художник и утверждал, говоря о серии картин, что это «не наш», не библейский мир, в его цикле тоже происходит выделение земли и вод из общей пространственной «хляби». По крайней мере в трех картинах присутствует вода, уровень ее горизонта, ее отражающая светила поверхность с бликами и волнистостью. Над нею – небо с планетами или с косо бегущими туманными облаками. Колорит и композиционные приемы вместе с появлением этих деталей меняются так, будто закончилась первая – героическая, полная патетики и напряженной мысли – часть симфонии и зазвучала часть лирическая, с мелодическими красотами, тембровыми оркестровыми изысками, импровизационной легкостью. Сравнение с музыкой неизбежно связывается с одной из заключительных картин, в которой присутствуют прозрачные арфы и структуры, напоминающие ряды органных трубок. Но музыкальное, как было сказано раньше, присутствует и в вариативной форме цикла, дающей себя знать особенно явно в этой – «живой» части сотворенного мира. Все здесь подчинено красочной и ритмической гармонии. Декоративность распускающихся на этих листах цветов, растений, не имеющих земных аналогий, образований, которые могут родиться лишь в лоне свободной художественной фантазии, – все это создает близость тому абстрактно-гармоническому миру, который есть и мир музыки тоже.

http://www.rodon.org/art-071011102917

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

promo kolybanov july 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments