kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Репин Илья Ефимович. «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова» 1875

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Репин Илья Ефимович. «Портрет художника Ивана Николаевича Крамского» 1882


Портрет художника И.Н.Крамского. 1882.jpg
Портрет художника И.Н.Крамского. 1882
Холст, масло. 94 x 74 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Крамской - выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов. Организатор Петербургской артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

И.Е.Репин впервые услышал об И.Н.Крамском еще до приезда в Санк Петербург и поступления в ИАХ, когда летом 1863 с иконописной артелью расписывал церкви в селе Сиротино Воронежской губернии. Их знакомство состоялось зимой 1863 в Рисовальной школе ОПХ, которую Репин посещал перед поступлением в ИАХ и где в гипсовом классе голов преподавал Крамской. Он оказал на творческое и нравственное взросление Репина серьезное влияние. Репин был активным посетителем "четверговых" вечеров Артели художников, возглавляемой Крамским. Художников связывала многолетняя переписка.
После смерти Крамского Репин опубликовал воспоминания о своем учителе и старшем друге. Глава в «Далеком и близком», посвященная Ивану Николаевичу Крамскому, имеет драгоценный подзаголовок: «Памяти учителя». Любовь к людям и миру, которая живет в каждой строке репинских мемуаров, здесь ожигающее горяча. Илья Ефимович рассказывает о том, «делать жизнь с кого» решил в своей трудной юности.
Крамской преподавал рисовальщикам в школе, называемой «у Биржи».
«…Я увидел худощавого человека в черном сюртуке, входившего твердой походкой в класс… Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся. Вот он остановился перед работой одного ученика. Какое серьезное лицо! Но голос приятный, задушевный… Что-то он мне скажет?1 А сегодня у меня идет как-то пестро и грубо… Вот он за моей спиной…
- А, как хорошо! Прекрасно! Вы в первый раз здесь?
У меня как-то оборвался голос, и я почувствовал, что не могу отвечать.
Он перешел к подробностям моего рисунка, очень верно заметил ошибки, и мне показалось, что он меня как-то отличил… Он дал мне свой адрес и пригласил побывать у него. Меня в краску и в пот ударило».
Через несколько дней Репин решился зайти к Крамскому на Шестую линию Васильевского острова. Того не оказалось дома. Несколько часов томительного ожидания, и опять неудача. В третий приход Крамской оказался дома:
«- А, знаю, знаю, вы приходили уже два раза, - прозвучал его надтреснутый, усталый голос… - Это доказывает, что у вас есть характер… Уж мы напьемся чаю вместе, раздевайтесь.
Это было сказано так радушно, просто, как давно знакомому и равному человеку». Благодатная атмосфера первого вечера с усталым Крамским станет отныне тем волшебным репинским воздухом, что сохранится в письмах и мемуарах многих и многих современников, бывавших у Репина за многие годы его жизни. Во время первого чаепития с Крамским обсуждался вопрос – служить ли идее или «мамоне». «Все это было для меня такой новостью, - пишет Репин, - было сказано с таким чувством и так просто, что я едва верил ушам своим…
Он сам был возбужден своими идеями… и все более и более увлекался живой передачей вечных истин нравственности и добра.
Утомления его давно не было и помину; голос его звучал, как серебро, а мысли, новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали… Я был глубоко потрясен…
Далеко за полночь… я засуетился и опять вспомнил об его усталости.
Он сам посветил мне по черной лестнице…
С этого времени я часто ходить к Крамскому и боялся только, чтобы ему не надоесть».
Портрет полон лирической нежности. Печальный образ уже больного, много вынесшего молча, большого человека. Из маленьких светлых мазков вылеплено сияющее лицо с глубокими очами; дивной формы голова; раскрыты гордые слабые плечи.
Крамского рисовал и писал Репин много раз. Кого же именно? Ивана Николаевича, своего учителя, «посветившего по черной лестнице»? Вожака великого Товарищества? Усталого, изнемогшего в борьбе за жизнь пожилого человека? Нет. Репин писал творца, художника. Он воплощал образ уникального в своем роде портретиста, чье искусство оказало в репинской юности формирующее влияние.

http://www.tanais.info/art/repin33more.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 13:41: Художник Haruyo Morita (Харуё Морита) родилась в 1945 году в префектуре Сайтама https://t.co/RxZ6x0UVZ1 Пт, 14:10: Covid…

  • Анекдот

    Заядлый интернетчик приходит в нейроклинику и просит отключить ему часть мозга, отвечающую за сон. Врачи недоумевают, но после объяснения зачем…

  • Художник Тарабанов Владимир

    Автор - Белоснежка_11. Это цитата этого сообщения Художник Тарабанов Владимир Художник Владимир Андреевич Тарабанов родился в городе…

promo kolybanov июль 30, 2020 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments