kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 39 - ЯН ВАН ХЁЙСУМ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЦВЕТОЧНЫХ НАТЮРМОРТАХ.

Автор - Парашутов. Это цитата этого сообщения
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 39 - ЯН ВАН ХЁЙСУМ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЦВЕТОЧНЫХ НАТЮРМОРТАХ.)

Читатели моего дневника знают, что я не являюсь поклонником натюрмортного жанра, хотя натюрморты присутствуют у меня во многих тематических подборках. Но мимо этой цветочной серии я пройти не мог, поскольку, во-первых, серия этих картин - интересное решение темы "Двенадцать месяцев", а, во-вторых, есть повод рассказать вам о знаменитом голландском художнике, которого еще при жизни называли "Цветочным Рафаэлем".
Вот с автора этих картин и начну.

Ян ван Хёйсум
Jan van Huysum


15 апреля 1682, Амстердам - 8 февраля 1749, Амстердам



Arnold Boonen (Dutch, 1669-1729) Jan van Huysum. Ashmolean Museum, University of Oxford

Нидерландский художник, специализировавшийся на цветочных натюрмортах.
Ян родился в семье художника. Его отец - Юстус ван Хёйсум Старший (Justus van Huysum the Elder, 8 июля 1659 - 23 апреля 1716), как и три брата Яна - Юстус-младший, Якоб и Михаэль, тоже были художниками, известными мастерами натюрморта Золотого века голландской живописи.




Отец Яна был сыном художника-декоратора Яна ван Хёйсума I и братом гравера Каспара ван Хёйсума. Дед художника был известным декоративным оформителем дверных проемов, окон и ваз. Между 1654 и 1657 годами он переехал в Амстердам из городка Хёйсума, который был расположен около Леувардена. В Амстердаме у него и родились сыновья Юстус и Каспар. Когда Юстус достиг совершеннолетия, в 1675 году отец отправил его учиться живописи к амстердамскому живописцу Николасу Берхему Старшему (Nicolaes Pieterszoon Berchem the Elder, 1 октября 1620 - 18 февраля 1683). Юноша показал себя трудолюбивым и талантливым учеником во всех жанрах живописи, но больше всего преуспел в цветочных натюрмортах. Позже он женился, у него появились сыновья Ян, Якоб, Юстус II и Михаэль, и Юстус ван Хёйсум Старший основал семейный бизнес, специализирующийся на живописи цветочных натюрмортов.

Младший брат Яна - Якоб ван Хёйсум (1687-1740), стал известным ботаническим художником. Сначала его живописная манера была очень похожа на стиль брата. Но он нашел свое призвание в иллюстрациях книг по ботанике, причем, сохранял точность изображения цветов и растений, что
контрастирует с тщательно прорисованными иллюстрациями его коллеги-современника, немецкого ботаника и художника Георга Дионисия Эрета (Georg Dionysius Ehret, 30 января 1708 - 9 сентября 1770). Около 1721 года Якоб уехал в Англию и некоторое время жил в доме своего покровителя, мистера Локиейра. Позже Якоб подружился и пользовался покровительством сэра Роберта Уолпола, который поручил художнику написать декоративные работы для своего дома в графстве Норфолк. Главными трудами Якоба ван Хёйсума являются 50 иллюстраций к книге Джона Мартина «История раритетных растений» (Historia Plantarum Rariorum, 1728-1738) и все иллюстрации для «Каталога растений», выпущенного в Лондоне в 1730 году. В Истории и Каталоге художник изобразил деревья, кустарники, цветы и растения, находящиеся в Аптекарском саду Челси и Кембриджском ботаническом саду. Эти растения были привезены с мыса Доброй Надежды, Северной Америки, Вест-Индии и Мексики.

Вернемся к герою моего рассказа.
О педагогах Яна в биографиях не указывается, скорей всего, его учителем был отец. Продолжая работать в семейной мастерской, Ян ван Хёйсум очень быстро стал известным и популярным мастером натюрморта, ведущим нидерландским художником этого жанра. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский. Высоко ценил творчество художника поэт Гёте.
Историки пишут вот о каком факте, свидетельствующем о прижизненной популярности художника. На состоявшемся вскоре после смерти ван Хёйсума аукционе четыре его пейзажные акварели ушли за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов. На этом же аукционе «Голова старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картина Альберта Кейпа были проданы всего за 25, 30, 19 и 13 флоринов соответственно. Впрочем, и при жизни Хёйсум за свои картины назначал хорошую цену – от 1000 до 1400 гульденов, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых голландских художников своего времени.



Arnold Boonen (Dutch, 1669-1729) Portrait of Jan van Huysum (1682-1749).

Заказчики и критики в один голос говорили о великолепии его цветочных натюрмортов, хотя сам художник считал себя еще и гениальным пейзажистом. Говорят, любовь к пейзажам он унаследовал от отца. Действительно, в творческом наследии есть немало пейзажей, изображающих озера и гавани, всевозможные руины и классические здания, лесные поляны и т.д., но специалисты-искусствоведы считают, что по сравнению с цветами пейзажи выглядят «очень глянцевыми и гладкими, полностью безжизненными». Самый ранний пейзаж, датированный 1717 годом, находится сейчас в Лувре. Отмечу также, что половина картин художника, которая находится в музеях и общественных галерей, - пейзажи.

В своем творчестве художник был необычайно замкнут, он не позволял никому входить в мастерскую в то время, когда он работал, и не разрешал никому наблюдать за своей работой. Применяемые им способы приготовления масел, красок, олифы Ян держал в глубокой тайне. Современник писал, «боясь, что кто-то увидит его палитры,– он рвал или уничтожал их». Даже братьям не разрешал смотреть, как он работает. Удивительно, что при этом художника удалось уговорить давать уроки Маргарет Хауверман (Margaret Hauverman, 1720-1795). Правда, это было в течение короткого времени, девушка стала единственной ученицей ван Хёйсума по причине того, что он оценил ее дарование и, возможно, увлекся ею самой.
О личной жизни художника известно совсем мало. В 1704 году Ян женился на Маргарите Шоутен, у них было несколько сыновей. Еще встречается упоминание о том, что потрясение, вызванное поведением одного из сыновей (что он совершил – неизвестно!), подействовало на рассудок художника. Отмечалось, что художник страдал тихой формой безумия, но, впрочем, на его работе это никак не отражалось.

В отличие от других мастеров натюрморта, Ян делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет, летом выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами.
Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума специалисты делят на две группы: более ранние написаны на тёмном фоне, работы зрелого периода - на светлом фоне, что говорит о более высоком мастерстве художника в воплощении световой моделировки. Букеты Яна ван Хёйсума предназначались, в основном, для украшения парадных помещений в богатых домах. Как отмечают историки, «тонкая красочная нюансировка, эмалевый блеск фактуры и декоративное распределение красочных пятен этих картин создавали светлое радостное настроение».
Его цветы выглядели не только красиво, но и натурально, а капельки росы или насекомые, которые часто присутствуют на полотнах художника, вообще казались живыми и подвижными. Бытует легенда, что все знакомые флористы, садоводы и цветочницы наперебой предлагали художнику все самое прекрасное, что выросло у них в садах.



Arnoud Arent van Halen (Dutch, 1673-1732) Portrait of Jan van Huysum (Dutch, 1682-1749). 1710 г.

О Яне ван Хёйсуме историки пишут: «Выдающийся живописец XVIII столетия чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства, превзойдя всех живописцев, работавших до него в жанре цветочного натюрморта». Поэтому не зря еще при жизни художника называли «Цветочным Рафаэлем».

Источник - Википедия, иностранные электронные энциклопедии

Ян ван Хёйсум Серия "Двенадцать месяцев в цветах"
Jan van Huysum Series "Twelve Months of Flowers"
1732-1736 гг.




Jan van Huysum (1682-1749) January. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) February. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) March. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) April. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) May. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) June. Twelve Months of Flowers 1732 г. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) July. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) August. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) September. Twelve Months of Flowers. 1732 г. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) October. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) November. Twelve Months of Flowers. 1736 г. The Fitzwilliam Museum.



Jan van Huysum (1682-1749) December. Twelve Months of Flowers. 1732 г. The Fitzwilliam Museum.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Тематические циклы":

Часть 1 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 1 - ФЕРДИНАНД ВАГНЕР)
Часть 2 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 2 - "ПОЭМА О КОРДОВЕ" ХУЛИО РОМЕРО ДЕ ТОРРЕСА.)
...
Часть 37 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 37 - ПЯТЬ ЧУВСТВ ДАТЧАНИНА ЭБЕРХАРДА КЕЙЛЯ. )
Часть 38 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 38 - ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ГАНСА ТОМА.)
Часть 39 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 39 - ЯН ВАН ХЁЙСУМ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЦВЕТОЧНЫХ НАТЮРМОРТАХ.)


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov december 23, 18:43 9
Buy for 50 tokens
ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ - о дин из самых масштабных некоммерческих художественных интернет проектов в мире (на сайте около 1500 авторов связанных с Башкирией, как уже ушедших, так и современников, охвачен период в 100 лет). Поддержите проект, посетите галерею мастеров по адресу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments