Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения Памяти замечательного русского художника-передвижника, мастера пейзажного жанра, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) И. Крамской Портрет художника А. А. Киселёва. 1883 ✂…</font>"> Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон. После рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. В 1852 году как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С. И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. Увлекаясь рисованием и писанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно. В 1858 году, преодолев трудности – кадеты после окончания корпуса обязаны были остаться на военной службе, – будущий художник поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года – в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени. Существовать в одиночку молодому художнику было очень тяжело, и Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии». Город Харьков хотя и был губернским центром, в то время представлял собой «зимой – чернильницу, а летом – песочницу», как шутили горожане. Зимой – непроходимая грязь, а летом – сплошная пыль. На окраинах же город утопал в зелени. В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова. Наконец Киселёв получил должность секретаря Земельного банка и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени Киселёв был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью. Однажды вечером, придя со службы домой, Киселёв нашел на своем столе записку, в которой художник Мясоедов извещал о приезде в Харьков передвижной выставки и просил заехать к нему. Все решилось в одночасье, и Киселев выбирает живопись, решаясь посвятить ей всю жизнь. Это был отчаянный шаг, и поначалу художник ни у кого не находил сочувствия такому решению. В 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников картину Вид в окрестностях Харькова — пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По замечанию одного из маститых пейзажистов, здесь «разом совмещались все времена года и все часы дня». Вид окрестностей Харькова 1875 холст масло 78 х 112 см Донецкий областной художественный музей Передвижники тепло отнеслись к художнику, его принимают экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников. В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло – у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью – преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи (в 1880 году А. А. Киселёв давал уроки живописи детям Саввы Мамонтова). В московский период (1877–1895) художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях. Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи. Забытая мельница 1891 холст масло 72 х 122 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В те годы на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселёв выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились – боялись малярии. С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям. Кадошские скалы 1900 холст масло Вязниковский историко-художественный музей Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме. В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а в 1893 он стал действительным членом Академии художеств. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни. Скончался Александр Александрович внезапно, от сердечного приступа 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом. «Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве» 1890-е. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия «Цветник в Абрамцеве» 1890-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия На берегу реки, 1879 Перед грозой, 1888 Пейзаж с гусями 1889 Байдарская долина 1902. Вниз по течению Возвращение стада. Вечер 1882 холст масло Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Горная река 1894 холст масло 122 х 174 см Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск Горный пейзаж (кавказские вершины) холст масло 120 х 150 см Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск Горный пейзаж. Вершины Эльбруса 1901 картон масло 41 х 33 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля Дача в Крыму холст масло Краснодарский краевой художественный музей Дача холст масло 20 х 30 см Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Деревня 1893 холст масло 27 х 44.5 см Вольский краеведческий музей Деревня 1897 Деревня на берегу реки 1893 холст масло 82 х 135 см Запорожский областной художественный музей Дом у дороги 1904. Дубровицы. Этюд 1882 холст масло 22.5 х 31 Зимний пейзаж 1878 холст масло 24 х 41 см Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Знойный полдень. Отдых 1870-е холст масло Каменоломня на берегу Черного моря 1901 холст масло 88 х 155 см Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ. Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876 Коханово 1855 холст масло 101 х 140 см Брянский областной художественный музей Летний день. Скамейка в тени дерева 1870-е Частное собрание. Летний пейзаж 1895. Морской вид 1908 Нижегородский государственный художественный музей На большой реке 1904 холст масло 25.5 х 43 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля На Волге. Пристань у Казани 1897 Частное собрание На пруду На реке 1900 холст масло Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала Осень в лесу 1908 холст масло 144 х 210 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля. Осень. Ветреный день. 1903 холст масло 58 х 89 см Сумской областной художественный музей Пейзаж с озером 1890 Пейзаж с телегой холст масло ГТГ Река Кура 1892 холст масло 74.6 х 124 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Река. холст масло 45 х 68 см Одесский художественный музей Речной пейзаж. С горы 1886 ГТГ Сенокос 1894 холст масло 60 х 107 см Сочинский художественный музей. Солнечный день 1900 Стадо у пруда 1910 холст масло ГРМ Стадо у ручья 1888 холст масло 27 х 44.5 см Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева Старый Сурамский перевал 1891 холст масло 127 х 210 см ГТГ У постройки лодок. 1906 г. Холст, масло. 26 х 44,5 см Украинский пейзаж Украинский пейзаж Южный пейзаж 1881 холст масло 43 х 67 см Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Лес в горах» Последняя треть XIX в. холст, масло «Море», 1900 г «У МОРЯ. АЛУПКА» «Фабрика» «Смерть Гиацинта» 150 × 115 см. Холст, масло. Национальный музей Варшавы, Польша vsdn.ru . Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Journal information