kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

О храмах языческой Руси.Часть 1.

Оригинал взят у basil_3 в О храмах языческой Руси.Часть 1.
Всего известно около 80 языческих капищ наших предков. Они располагаются на территории нынешних России, Украины, Германии, Польши и Белоруссии, а также Чехии и Болгарии. В настоящей статье мы рассмотрим лишь главные храмы языческой Руси.
В основном, когда речь заходит о культуре язычников их упрекают в первобытности и дикости из-за отсутствия крытых храмов. Тут можно привести в пример необычайные по красоте храмы ободритов о которых упоминали Саксон Грамматик,Оттон Бамбергский,Титмар Мерзенбургский. Может возникнуть вопрос: Почему славяне-россы не строили крытых храмов?
Ясно, что выпады разного рода славянофобов, о дикости и не умении не в счёт, так как построить деревянные стены и красиво обтесать дерево наши предки, несомненно, умели. Тогда что? Ответ можно найти в миропонимании язычника. Для славянина природа была одним большим храмом, он мог говорить с богами в любом месте. Наши  предки не видели богов и потому не знали как их правильно изображать, от этого мы не видим чётких статуй. Да это было и неважно -какая разница поклонятся грубо или красиво отёсанному дереву, если молитва  всё рвано дойдёт до бога. К тому же мастера, вытачивая идолов, стремились максимально уподобить их под старину. Убранство храмам было просто не нужно, так как храм - место духовное, а не мирское. Крыша не была нужна для того чтобы не запираться в четырёх сенах, а быть на природе, многие праздники были связанны как раз с ней. Наши предки искренне не понимали - зачем огораживать храм, запирать богов, отделять священное место от природы? Изначально места капищ были как раз местами природной силы, по мнению язычников.
Теперь перейдем, наконец, к капищам Руси. Тут нужно отметить, что в огне Крещения уцелели немногие. Стены, которые были всё же на храмах в городской черте просто сжигались дотла и археологи довольствуются лишь нем что осталось на земле. на священных местах строили церкви, зачастую уничтожая предыдущий храм полностью. Регулярные карательные походы привели к полному уничтожению богатых храмов в городах и сёлах, централизованности религии. Теперь храмы устраивались в глуши, и не каждого пускали, ибо случайный человек может донести властям.
Капище Перуна в Новгороде.
По моей версии это - главный храм Руси языческой. Здесь служил главный жрец. Впрочем возможно в городе стояло крытое капище, а не Перыни собирались по праздниками но из-за причин, описанных выше, установить это не удастся. Начну с мнения историков. Многие считают культ Перуна в Новгороде пришлым, считают статую и капище учрежденным Добрыней в 980 в ходе реформ Владимира. Этому есть множество противоречий:
1.Нежелание и упорное сопротивление Новгорода Крещению,
2. Замечание Седова: "Следует обратить внимание на генетическую связь перынского культового сооружения с так называемой «курганной архитектурой» восточных славян. В этом отношении
интересны наблюдения В. И. Сизова над погребальным обычаем смоленских кривичей: «Прежде всего на грунте,— отмечает он,— заготовлялось круглое основание кургана, приблизительно на 1/3 будущей его высоты».2 На этом круглом возвышении с горизонтальной поверхностью (с которым, повидимому, нужно связывать летописную «краду»), совершенно сходным с перынским кругом — пьедесталом, происходило сожжение покойника. Затем остатки трупосожжения собирались в сосуд, который ставился, в большинстве случаев, в центре насыпи. Иногда на такой насыпи вокруг урны с трупосожжением устраивалось кольцо из камней. Это — своеобразная «жертва» Перуну: сородичи, помещая сосуд с останками умершего в жертвенник (кольцо из камней), как бы обращались к Перуну с просьбой принять душу покойного в загробный мир. Еще в прошлом столетии И. Срезневский справедливо указывал, что обряд трупосожжения по цели и по содержанию приближается к обряду языческого жертвоприношения.3 Подобные кольца из камней наблюдались в псковских длинных курганах4 и в новгородском кургане XI в.5 Повидимому, такое же ритуальное назначение имела кольцеобразная обкладка оснований курганов и позже — жальничных погребений. Наличие же круглой насыпи с горизонтальной поверхностью, являющейся основанием-пьедесталом для помещения останков после трупосожжения, помимо смоленских курганов может быть отмечено в ряде курганов новгородских славян, где она достигает половины общей высоты курганной насыпи. Такая же круглая насыпь высотой 1,0-1,5 м намечается и в реконструированном Б. А. Рыбаковым черниговском кургане «Черная Могила»."
3.И наконец, положение самого «реформатора» на 980 год. Он только занял престол. Всех вроде устраивал князь-бастард, который обещал восстановить язычество и много свобод, но устраивал именно отсутствием власти и шаткостью положения. Это не родовитый Святослав. С таким же успехом , чуть он провинись, могли назначить другого бастарда. А мы читаем про какое-то насаждение истинно славянского Перуна...
На Перынь во времена торжеств стекалась вся новгородская земля и люди остальной Руси. Во многом поэтому предки не строили в храмах стены. Зачем теснится?
Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра).Точно в центре площадки обнаружена яма от столба диаметром 0,6 м, здесь стояла деревянная статуя Перуна.Перед статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них (восточной, обращенной к Волхову; на виде сверху помечена звездочкой) огонь горел постоянно.
О богослужении Перуну:«ему же яко богу жертву приношаху и огонь неугасающий за дубового древня непрестанно паляху».
После крещения Перынь была разрушена войсками Добрыни, который насильно крестил Новгород, подавив сопротивление. Идол Перуна был осквернён и сброшен в Волхов, на пути к которому его били палками. Само событие осталось в народной памяти в виде легенды о том, что идол бросил на берег палицы и завещал новгородцам решать свои споры с их помощью, разговаривал и стонал. Это лишний раз подтверждает, что капище функционировало задолго до Добрыни, который возможно просто его обновил, и потому врезалось в народную память. Подробнее в Крещение Новгорода.
Храм Велеса в Ростове.
Несмотря на крещение Ростова одним из первых христианству  здесь оказывали сильное сопротивление. А так как Владимиру тогда нужно было признание, это им долго прощалось. Древний идол Велеса пережил Крещение на век . Согласно житию Авраамия Ростовского : «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». Здесь житие лукавит, так как поклонялся весь город и княжество, иначе идола давно бы не было. Велес, согласно многим источникам, являлся главным богом Ростовской земли. К сожалению, о внешнем виде капища ничего не известно, но мы можем предполагать, что вокруг огромного каменного идола стояла ограда, может стены, и подобно храму Перуна в ямках горели огни. В житие того же Авраамия сказано, что он уничтожил идол и  обратил Ростов в христианство. Однако сомнительно, чтобы ростовцы так долго отстаивающие свою веру, легко сдались. Епископ, скорее всего, пришёл с армией, о чём составитель жития забыл или не упомянул сознательно. До крещения Ростовская земля являлась культурным центром языческой Руси и в особенности культа Велеса.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments