kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Слово о князе Ярополке,сыне прадуса.

Оригинал взят у basil_3 в Слово о князе Ярополке,сыне прадуса.
Решил написать о великом князе Ярополке, наследнике Святослава Храброго!
Начать хотелось бы с того, что о первых русских князьях обывателю известно ничтожно мало. Выгодно выделяются лишь князья Владимир и Ярослав Мудрый, которые известны, благодаря Крещению Руси, проведённому первым и составлению летописей под патронажем второго. Этот-то патронаж и смущает.

Скорее всего, Ярослав Владимирович лично редактировал летописи. А это в те времена значило написание лишь хорошего о князе и династии и очернение его врагов, вплоть до искажения фактов и событий. Ярославу был выгоден и нужен лишь рассказ о нём и его отце. Но нужно было дать какую-то предысторию, показать, что он из древнего и славного рода. Так мы узнаём о Рюрике, Олеге, Ольге, Игоре, Святославе. В восхвалении всех, кроме двух последних Ярослав был заинтересован, так как это его предки и предшественники на троне. Игоря нужно было не выгодно выставить по сравнению с его преемницей - христианской Ольгой, которая ещё приходилась Ярославу прабабкой.  Святослава же очерняли и замалчивали из-за его язычества и для оправдания Ольги, которая с совершеннолетием сыны не сложила власть. После Святослава было необходимо написать о его приемнике - Ярополке. Уж у него-то хороших дел просто быть не могло! Он - бездарный и слабый правитель, который ,не замени его Владимир, точно растерял бы Русь. Вся проблема Ярополка была в том, что его сверг и убил  родной брат, святой равноапостольный Владимир. Братоубийство -дело серьёзное и его надо было хоть как-то оправдать. Поэтому непреднамеренная смерть брата выпячивается, а все хорошие дела -замалчиваются.
Что ж, попробуем по крупицам восстановить правление этого князя, обречённого на забвение и негативную оценку.
В повести временных лет о Ярополке написано только  в рассказе про усобицу Святославичей. Посмотрим, есть ли ещё известия?
После смерти Святослава Ярополк стал официальным великим князем. Перед ним остро стояла важная задача -объединение Руси, разделённой отцом. Сделать это мирно было не возможно, так как братья укрепились в своих княжествах. Так же нужно было поддерживать международный авторитет Руси, упавший из-за гибели Святослава. Князь одним из первых русских правителей вмешивается в большую политику (согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы и др). Есть сведения о его союзе с  Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Это было продиктовано стремлением вернуть  Червенские города, захваченные ранее Чехией. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.
Всё выше сказанное уже говорит о молодом князе как о дальновидном политике, но это только начало статьи.
Никоновская летопись, крупнейший памятник русского летописания XVI века, содержащая дополнительные тексты и подробные повести, не находящие аналогий в иных отечественных летописных сводах. Патриаршая или Никоновская летопись в записи от лета 6485 (977 год), в финале описания распри Ярополка и Олега указывает:
«Въ лѣто 6485. ... Слышавъ же Володимеръ въ Новѣгородѣ, яко уби Ярополкъ Олга, и убоявся бѣжа за море; Ярополкъ же посади посадники своа въ Новѣгородѣ, и бѣ владѣа единъ въ Руси, якоже отець его и дѣдъ его».
Ярополк становится единовластным правителем всей Киевской Руси. В следующие два лета правления Ярополка, по мнению Повести временных лет, на Руси ничего примечательного не случилось, потому в Повести скупо указано:
«Въ лѣто 6486. Въ лѣто 6487».
Однако, Патриаршая или Никоновская летопись, имея иное мнение, в записи от лета 6486 (978 год) сообщает очень важную новость:


«Въ лѣто 6486. Побѣди Ярополкъ Печенѣги, и възложи на нихъ дань». Таким образом, он повторил подвиг своего деда Игоря. В прочем, не известно платили ли печенеги дань Игорю...
Это одно из величайших деяний, достойных уважения и памяти. Ярополк, не вернись Владимир, мог стать выдающимся правителем и полководцем.
Летописная запись следующего лета 6487 (979 год) логически подтверждает описанные события:
«Въ лѣто 6487. Пріиде Печеѣжьскій князь Илдея, и бил челомъ Ярополку въ службу; Ярополкъ же пріатъ его, и даде ему грады и власти, и имяше его въ чести велицѣ. Того же лѣта пріидоша послы отъ Греческаго царя къ Ярополку, и взяша миръ и любовь съ нимъ, и яшася ему по дань, якоже и отцу его и дѣду его».
Печенежский князь служит русскому... Такого в истории Руси больше не встречалось...
Об успехах внешней политике Ярополка также свидетельствует ромейское посольство, которое спешит подтвердить ранее заключенный его отцом мир, а также обещает выплачивать дань в размерах уплачиваемых его деду Игорю! Напомню, что Игорю удалось добиться дани лишь со второго похода. Значит масштаб поражения печенегов был такой, что узнали и забеспокоились даже игреки. Именно печенегов Ярополк выбрал из-за отмщения за отца и знания тактики войны с ними от предков.
О том, что печенеги до конца были верны ему, свидетельствует сообщение о дружиннике Варяжко, который во время переговоров в Родне предлагает бежать к печенегам и с их помощью продолжить войну. Ярополк был последним князем, которому подчинялись печенеги. Незаконнорожденного Владимира и его потомков они не признавали.

Почему же такой гениальный полководец проиграл не блиставшему полководческим талантом Владимиру?
Тут надо сделать отступление и рассказать о причинах войны. Святослав, рассадив сыновей на Руси, вряд ли выделил Ярополка, как главного. И до смерти Святослава сыновья управляли своими уделами, подчиняясь только отцу. Но после смерти пардуса Ярополк автоматически становился князем по праву старшего. Братья,  не хотевшие терять свою независимость, естественно это не признали. Перед Ярополком стал трудный выбор - братоубийственная война или разделение Руси и потеря ей своих позиций. Он выбрал первое, за что мы, потомки, должны быть ему благодарны. Разгромить слабое Древлянское княжество для Ярополка не составило труда. Даже враждебный ему летописец, задачей которого было выставить Ярополка зачинщиком усобицы, говорит о переживаниях Ярополка из-за смерти брата, неумышленном её характере. Но, как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, который в открытую шёл против князя. Быстро захватив древлян Ярополк стал готовится к походу на Новгород. Владимир, посмотрев на столь быстрое поражение союзника, сбежал «за море». Только союзом с Чехией и с братом объясняется истинная причина бегства Владимира, подаваемая в летописи как простой испуг.
Тут немного стоит сказать об отношении Ярополка к христианам.
Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам – немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975–978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, – пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра – святого покровителя Ярополка.
Впрочем, племянник Ярополка Ярослав Мудрый приказал вынуть из могил кости дядей  и крестить их. Этим он, возможно, хотел спасти их души. Но мог ли христианин крестить уже крещённых? Или, наоборот, ревностных язычников? Мне кажется, что если Ярополк и крестился, то знал об этом  настолько ограниченный круг людей, что было неизвестно даже Ярославу.
Про то, что это поступок не канонический, Ярослав, не изучавший историю Церкви, мог и не знать…
В 980 г. согласно летописи вернулся с варягами Владимир. Ярополк стал снова собирать войска, но новгородский князь прекрасно осознавал неопределённый исход противостояния. Он навёл связи с киевской верхушкой, возможно, обещая им выгоды и свободы за предательство Ярополка. Они согласились. Воевода Блуд стал убеждать князя, что Владимир прибыл с миром и лучше с братом договорится. Летописи в это момент говорят о захвате Владимиром Полоцка, ориентированного на союз с Киевом, по средствам династического брака дочери полоцкого князя с Ярополком. Владимир силой берёт Полоцк, из-за внезапности не успевший дождаться помощи из Киева, и на глазах у отца и братьев овладевает Рогнедой. В наше время высказываются предположения о том, что Владимир захвалит Полоцк ещё до побега за море, но тогда Ярополк отвоевал бы его. Так что я склонен считать, что захват Полоцка осуществился в момент, указанный летописью. Далее она сообщает сразу об осаде Киева, но Иоакимовская дает более полную картину. Согласно ей, убедившийся после оскорбления в не дружеских намерениях брата Ярополк посылает войска для подавления мятежа(а мятежом он в начале и было). Узнав об этом Владимир снова хочет бежать, видно войско было сильное и многочисленное, а у самого претендента –слабое и маленькое. Но Добрыня удерживает племянника, утверждая, что с язычниками можно договорится, так как Ярополк благоволит христианам и их не устраивает. Около Смоленска большая часть переходит на сторону Владимира, остальных разбивают. Владимир начинает осаду Киева, но окружение, подкупленное Владимиром, советует уйти в более маленький город, так как основное войско потеряно, а киевляне князя не любят. Это было ложью, по крайне мере про киевлян, которые хорошо относились к Ярополку. Он бежал в Родень. Маленький город было легче блокировать, и вскоре там начался страшный голод. Окружение настаивало на переговорах, делая акцент на том, что он старший брат и Владимир лишь хочет вернуть себе Новгород и встать под его руку. Ярополк поверил и согласился явиться к брату. Сопровождавшие его дружинники советовали князю бежать, но тщетно. Как только Ярополк зашёл к Владимиру, двери закрылись... и двое варягов подняли его на мечи.
Так бесславно закончил свою жизнь ничем не заслуживший, ни этого, ни последующего бесславия последний законный князь киевский Ярополк Святославович, сын пардуса.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov july 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments