kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Category:

Крещение вятичей.

Оригинал взят у basil_3 в Крещение вятичей.
Крещение вятичей долгим процессом признают даже церковные историки. Известия об их христианизации относятся к правлению Владимира Мономаха. Все племена уже давно и не мыслят о бунте, а на вятичей дважды ходил вышеупомянутый князь.
В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители вятичей — Ходота с сыном: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму».
Лидеры–язычники надо полагать.
Своеобразная автономия от Киева и дальнейшие события позволяют говорить о вековом язычестве вятской земли в крещёной стране.

Около  1114  в вятские леса, отправляется миссия проповедников во главе с Кукшей. Но проповеди его, несмотря на все доводы, нельзя назвать успешными:
Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: "Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном".
Согласитесь, счастливо крещённые не стали бы убивать просветителя.
В оригинале послания вместо "и после многих мук убит" - "...По многих муках усечен бысть с учеником своим", - рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово "усечен" употреблялось в самом буквальном смысле слова - когда речь шла об усечении головы. "Кукша, крестя неверных, под венец  дасть главу" - так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца.
Что ж, как видно, словом не вышло. И действительно  - крестить целые страны, словом никогда не получалось! Для любого средневекового человека перейти в новую веру, значит отречься, предать.
Хотя примерно в это время (во время мисси Кукши) была построена Введенская церковь. На это указывает Макашов.
Святой проповедовал возле вятского городка Мценска и возможно даже был убит где-то в этих местах.
Я не просто так упомянул эту подробность – дело в том, что город Мценск крестят только в.... 1415!!!
Да, да это не описка - 1415 год.
Вдумайтесь читатель, уже отгремела Куликовская битва. Правит сын её героя Василий Дмитриевич. Чтобы неискушенный читатель ориентировался - дед Ивана III, деда Ивана IV Грозного.
Сам городок уже был захвачен Литвой (с 1320 входит в её состав).
19 апреля 1389 года папа римский Урбан VI признал статус Литвы как католического государства.
Нет, с христианством там были давно знакомы и имели крещёных правителей, но язычество оставалось государственной религией и его естественно не притесняли.
За 69 лет языческого правления указанная религия полностью вернула все свои позиции. Да и после Крещения язычники не подвергались гонениям. Католичество было религией знати.
Это было настоящие испытание – горожане могли свободно исповедовать любую религию, но большинство выбрало язычество.
После стояния на Угре 1408 года между странами был заключён "вечный мир", но в 1415видимо был набег на Мценск:
«Въ лето 6923 правящу скипетры великаго княжества Василия Дмитриевича и брата его Андрея Дмитриевича, въ пределехъ и градехъ и во всехъ весехъ, неверующихъ просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози неверующи во Христа Бога нашего. Тогда послани быша отъ князей великихъ вои, со многимъ воинствомъ, и отъ митрополита Фотия пресвитеръ. Живущие мецняне устрашишася, и ратоваша на нихъ, и одержими бяху слепотою. Ови же прихождаху, и увещеваху и(хъ) къ святому крещению. Десятыя недели по Пасце, въ пятокъ приемъ святое крещение мецняне: Ходаны, Юшинки и Зикии, и прозреша. И обретоша крестъ Господень, яко камень изсеченъ, и образъ святителя Николая, яко воинъ, въ руце имущъ ковчегъ, въ немъ же залогъ тела и крови Господни. Во граде вероваху, всякихъ недугъ освобождавшеся; окрестъ страны живущии прихождаху, всякия болезни свобождахуся, и создаша церковь десятыя недели пятка».
Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России.
Т. е. специальные войска крестили язычников в 1415? «Въ лето 6923 правящу скипетры великаго княжества Василия Дмитриевича и брата его Андрея Дмитриевича, въ пределехъ и градехъ и во всехъ весехъ, неверующихъ просвещаху во Христову веру.»
Ясно одно - все попытки сопротивления горожан бойцы подавили и крестили их.

Но очевидно и другое - окраины Руси оставались некрещёными буквально до сына Дмитрия Донского. Впрочем, я расскажу и о более поздних случаях языческих выступлений...
Subscribe

promo kolybanov июль 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments