kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

Художник Иван Николаевич Крамской

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
Художник Иван Николаевич Крамской

Автопортрет. 1853 - Крамской Иван Николаевич
Автопортрет. 1853

   На протяжении всей своей жизни Иван Николаевич Крамской пытался обратить искусство лицом к жизни, чтобы оно стало действенным инструментом её активного познания. Выдающийся деятель искусства, сыгравший огромную роль в формировании отечественной школы живописи, возглавил знаменитый «бунт четырнадцати», стоял во главе Артели художников и Товарищества передвижников, был одним из тех, чья жизнь и творчество неизменно служили утверждению самых революционных, самых передовых идей своего времени.





  Иван Николаевич написал в своей биографии: «Я родился в 1837 году, 27 мая (по ст. ст.-В. Р.), в уездном городке Острогожске, Воронежской губ., в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанных к местному мещанству. 12-ти лет от роду я лишился своего отца, человека очень сурового, сколько помню. Отец мой служил в городской думе, если не ошибаюсь, журналистом (т. е. писарем - В. Р.); дед же мой, по рассказам... был тоже каким-то писарем в Украине. Дальше генеалогия моя не подымается».

  На склоне лет, художник иронически отмечал, что из него «вышло нечто вроде «особы». В его автобиографии чувствуется некоторая горечь, но вместе с тем и законная гордость человека, вырвавшегося из «низов» и ставшего в ряд с самыми выдающимися деятелями своего времени. Живописец писал о том, как он всю жизнь стремился получить образование, но ему удалось закончить всего лишь Острогожское уездное училище, хотя он и стал там «первым учеником».

http://uploads2.wikipaintings.org/images/ivan-kramskoy/children-in-the-forest-1887.jpg

Дети в лесу. 1887

«...Никогда и никому я так не завидовал... как человеку действительно образованному», отмечает Крамской, упоминая, что после обучения он стал тем же писарем в городской думе, каким был и его отец.

Юноша рано стал интересоваться искусством, но первым человеком, заметившим и поддержавшим это, стал местный художник-любитель и фотограф Михаил Борисович Тулинов, которому Крамской был признателен всю жизнь. Некоторое время он обучался иконописному ремеслу, затем, в шестнадцать лет ему «представился случай вырваться из уездного города с одним харьковским фотографом». Будущий художник проехал с ним «большую половину России в течение трех лет, в качестве ретушера и акварелиста. Это была суровая школа...». Но эта «суровая школа» принесла Крамскому немалую пользу, закалила его волю и сформировала стойкий характер, лишь укрепив его желание стать художником.

http://www.xmgallery.ru/app/works/images/works_3_5_pict.jpg

Сиверская. Лето


  В жизни Крамского, в середине его жизни, происходила некая драма, родственная той, что переживал в конце своего пути Иванов. Художнику стало казаться, что постигшая его творческая неудача (произведение «Хохот» так и не было завершено) является следствием ошибочности выбранной им идейной позиции в целом. Порождены эти сомнения были свойственным многим лучшим представителям русской интеллигенции утопическим максимализмом. Трудную задачу, которую он тщетно старался реализовать в виде цикла работ о Христе, художник сумел решить в своих великолепных портретах 70-80-х годов, воплотив в большой галерее образов передовых русских писателей, учёных, художников и деятелей сцены своё представление о личностях высокого нравственного облика.
В тех же 70-х Крамской пишет ряд не свойственных ему ранее лиричных произведений, ярким примером которых может служить картина «Осмотр старого дома» (1873), повествующая о покинутом и разрушающемся «дворянском гнезде», в которое возвратился его хозяин, после многих лет отсутствия. «Старый породистый барин, холостяк», наконец «приезжает в своё родовое имение после долгого, очень долгого времени и находит усадьбу в развалинах: потолок обрушился в одном месте, везде паутина и плесень, по стенам ряд портретов предков. Ведут его под руки две личности женского пола... За ними - покупатель - толстый купец...».

Крамской - Осмотр старого дома. 1874

Осмотр старого дома, 1874

   Мы видим пожилого человека, медленно движущегося по анфиладе комнат заброшенного родового имения. Вот он вошел в гостиную, увешанный потемневшими от времени портретами его предков, увидел старинную мебель в посеревших холщовых чехлах, кажется, что даже воздух в этом старом доме окрашен в дымчато-пыльные тона, время здесь остановилось, и робкий свет из окон не в состоянии рассеять этой мглы минувшего.
Как упоминал в своих письмах Н. А. Мудрогель - один из старейших сотрудников Третьяковской галереи, скорее всего «в картине «Осмотр старого дома» Крамской изобразил себя». Свидетельство современника представляет несомненный интерес, хотя, даже если это действительно так, художник не просто примерял на себя эту печально-лирическую ситуацию. Крамской вкладывал в создаваемый им образ широкое поэтическое и глубокое социальное значение.
  Как известно, картина осталась незавершенной. Быть может, Крамской, как человек активный, деятельный, сугубо «общественный», просто не позволил себе расслабиться, перейти в лирическое русло, превозмогая в себе эту слабость, чтобы работать над произведениями совершенно другого общественного значения, более важного, по его мнению, в условиях сложной общественно-художественной ситуации в России 1870-х годов.

Христос. Этюд для картины "Хохот" 1883

   «Я портретов, в сущности, никогда не любил и если делал сносно, то только потому, что любил и люблю человеческую физиономию... Я сделался портретистом по необходимости», - писал Иван Николаевич. Очевидно, однако, что одна лишь «необходимость» не смогла бы сама по себе сделать его выдающимся мастером портрета.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6212/27685252.24/0_8a9f9_3f6d8704_XL

Женщина под зонтиком (в траве, Подмосковье), 1883

   Письма Крамского своим друзьям рассказывают нам о том, каким тяжелым был для него последний период жизни. В 1883 году он пишет П.М. Третьякову: «...я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен...». В то же время, написано и письмо художнику П. О. Ковалевскому: «Я давно уже работаю в потьмах. Возле меня уже нет никого, кто бы, как голос совести или труба архангела оповещал человеку: «Куда он идет? По настоящей ли дороге, или заблудился?». От меня ждать больше нечего, я сам уже от себя перестал ждать».
  Тем не менее, мастер работал вплоть до последнего своего дня. По пять часов в день он проводил портретные сеансы, постоянно вскрикивая от боли, но почти не замечая этого, настолько увлекал его процесс творчества. Так было и в последний день живописца. Чувствуя с утра прилив бодрости, он писал портрет доктора Раухфуса. Вдруг, его взгляд остановился и он упал прямо на свою палитру. Это было 24 марта 1887 года.

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887 - Крамской Иван Николаевич

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887

«Я не помню сердечнее и трогательнее похорон!.. Мир праху твоему, могучий русский человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья», писал впоследствии Репин о проводах в последний путь своего старого друга.

В том же 1887 году была организована большая посмертная выставка произведений великого русского мастера, сопровождавшаяся изданием подробного иллюстрированного каталога. А через год была опубликована и книга, посвященная жизни и творчеству Ивана Николаевича Крамского.

gallerix.ruread/ivan-nikolaevich-kramskoy/

Астролог. 1886 - Крамской Иван Николаевич
Астролог. 1886
Ещё:  Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo kolybanov december 23, 18:43 8
Buy for 50 tokens
ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ - о дин из самых масштабных некоммерческих художественных интернет проектов в мире (на сайте около 1500 авторов связанных с Башкирией, как уже ушедших, так и современников, охвачен период в 100 лет). Поддержите проект, посетите галерею мастеров по адресу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment