kolybanov (kolybanov) wrote,
kolybanov
kolybanov

ДУХОВНОСТЬ В ПОЛОТНАХ НИКОЛАЯ ГЕ

Автор - komrik. Это цитата этого сообщения
ДУХОВНОСТЬ В ПОЛОТНАХ НИКОЛАЯ ГЕ

Внутреннее стремление к живописи присутствовало у Николая Ге с юности. Сперва он пробовал свои силы в математике, обучаясь на философском факультете Петербургского университета, но после 2-х лет учебы, в 1850 году, он бросает математику и начинает обучение в петербургской Академии художеств. В то время все студенты должны были писать по канонам классицизма, воплощая на полотнах сюжеты, взятые из мифологии и античной культуры. Но юный герой нашего материала выбрал в качестве образца для подражания Карла Брюлова, чей стиль вызывал у современников восхищение.

В результате родилась картина «Суд царя Соломона», яркая и красочная, но, в то же время, выдержанная по строгим академическим канонам — классический библейский сюжет, характерная «говорящая» жестикуляция действующих лиц, выразительность поз — придраться было не к чему. И все это выполнено в ярких и красочных тонах, что несомненно является выражением почтения Ге работам Брюлова.


«Суд царя Соломона» (1854)

По завершении обучения в Академии, Николай, который только женился, переезжает в Италию. В то время перед ним стояла задача создать полотно, выступившее бы в качестве наглядной демонстрации его навыков живописца. Ге упорно работает, перебирает множество образов, создает эскизы, но ничего подходящего не рождается. Постоянный творческий поиск, по истечении нескольких лет, приносит все-таки художнику искомое — один из центральных евангельских сюжетов сам попадает в поле внимания молодого художника. Дело за малым!

Картина «Тайная вечеря» потрясла современников. Она была реалистична и правдива, будто изображала не церковный сюжет, а обычную сцену из жизни. И вместе с тем все персонажи были легко узнаваемы, а сама композиция и происходящее на полотне — понятно искушенному реципиенту. Столь смелая трактовка принесла Ге звание профессора Академии художеств и признание в России. Но вот представители церкви таким своеволием были возмущены и наложили запрет на создание репродукций, по причине «недопустимого материализма».


«Тайная вечеря» (1866)

Новая работа Ге — «Вестники Воскресения». Она осталась непонятна современникам, ни в России, ни в Европе. И лишь годы спустя понимание сакральной сути, выраженной художником в этом полотне, достигнет некоторых особо просветленных умов. А в тот момент Ге, переехавший обратно в Питер, оказался без всякой поддержки.


«Вестники Воскресения» (1867)

Николай активно ищет вдохновение, пишет серию исторических полотен, но повсюду встречает лишь непонимание и критику. Это пошатнуло уверенность мастера в своих силах и в 1875 году он переезжает в Черниговскую губернию, где в корне изменяет свой образ жизни. Но знакомство и общение с Львом Толстым вселяет в художника силы — ему открывается, что он не одинок в своих поисках истины, а творчество призвано служить, в первую очередь, людям. Его работы, озаренные новым мироощущением, тоже меняются. Он отказывается от натуры, эскизов и контуров, творя, так сказать, «с плеча».

В это время художник пишет одну из своих самых волнующе-тревожных картин — «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад», достойную считаться одним из лучших живописных произведений художника. Но картину вновь жестко критикует церковь.


«Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» (1889)

Однако Ге приступает к работе с новым пылом, обращаясь к сюжетам из Священного писания. Полотна его можно сравнить со страстными проповедями. «Христос в Гефсиманском саду» показывает человека, который уже морально принял неизбежность собственной жертвы. Его картины подвергались все большей критике, но это лишь способствовало росту популярности полотен художника — демонстрируемые в частных домах, они привлекали очень много зрителей. Это был настоящий живописный underground, выражаясь в терминах современности.

Но Николай был доволен производимым эффектом: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться».


«Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880)

В картине «Что есть истина? Христос и Пилат» Ге вновь производит революцию, меняя местами традиционные атрибуты добра и зла. Фигура Пилата залита светом, в то время как Христос погружен во мрак. Но если присмотреться, то станут заметны мелочи, расставляющие все по своим местам. Так, прокуратор обращен спиной к свету и лицо окутано тенью, Иисус же наоборот — обращен к свету, а на лице его заметны солнечные лучи. В деталях одеяний и цветовой палитре также скрыты подсказки. Все это очень по-новаторски и смело. Но церковь, ясное дело, «встала на дыбы», ведь канонический образ Иисуса был полностью переосмыслен.


«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Николай Ге так и не успел завершить последнюю свою работу — картина «Голгофа» была показана публике уже после смерти мастера. Все тот же вызов церковным канонам, новаторство и противопоставление персонажей. Изображение Христа, вопрошающего к небу и властного перста, велящего казнить сына божия. От последних двух картин у духовенства «бомбануло». Указом самого императора картины были сняты с выставок, а о самом живописце глава государства отзывался крайне нелестно: «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»


«Голгофа» (1893)

Но Николай Ге умер 13 июня 1894 года и критика его более не сильно беспокоила. До самой смерти он свято верил в то, что искусство призвано на помощь человечеству, дабы способствовать его духовному прозрению и делать мир лучше.

P. S. Создается впечатление, что некие силы до сих пор не в восторге от творчества Николая Ге, потому что найти его работы в высоком качестве решительно не удалось.

 

ЭСТЕТИКА

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kolybanov июль 30, 16:03 3
Buy for 50 tokens
Ахметшин Ралиф Файзелович.Член СХ России.Приглашаю Вас в частную художественную студию для взрослых.Провожу занятия по академическому рисунку(гипсы,натюрморт),академической живописи(натюрморт,пейзаж),композиции.Образование:Уфимский авиационный институт,1985,Уфимское училище искусств,1992.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments